Паровоз Ша45 из Roco
Наш Шарик. На этот раз на основе модели Roco. Для начала несколько слов об исходной модели – паровозе S160. Модель появилась в далёком 2017 году. Впечатление от исходника неоднозначные. Начну с второстепенного, но не менее важного. На дворе 21 век - Roco позиционируется как флагман по внедрению всяких цифровых примочек, и тут….. получаешь модель даже без освещения. И это ни какая-то ошибка – просто очень точно скопирован прототип. Хотя больше похоже на то, что все расчёты по модели утверждали менегеры. Если можно сэкономить даже пол-копейки, то обязательно нужно экономить. Тем более, если эта экономия во благо точного копирования прототипа! Вуаля, и новый девиз для роковцев готов! Хотя следует отметить, что есть артикулы, в которых освещение предусмотрено. Но в базовом, и самом распространённом - освещения нет. Для кого это важно, для кого нет, решайте сами. Мне, например, всё равно дорабатывать – буферное освещение делать.
Добавить значит надо освещение. Оказалось не так просто. Модель внутри насыщена платами (отдельно в паровозе и тендере), разъёмами (под декодер PluX22 в тендере и плата-переходник в паровозе), контактными группами (под 2 динамика, под 2 конденсатора, под освещение, под передний токосъём). В пору прилагать электросхему разводки цепей или хотя бы на сайте выложить. Ну ладно нет – будем разбираться. Благо ещё одно хобби связано с восстановлением электронных ратитетов. Поехали. Для начала добавляем цифру. Снимаем угольную яму – на защёлках. Устанавливаем декодер. Снимаем крышку дымовой камеры (респект, что съёмная – очень удобно и не придётся, как обычно, переделывать-дорабатывать) – торчат два штырька – вот и контакты под переднее освещение. Подсоединяем светодиод – горит. Ура кричать рано – горит всегда, на кнопку включения на пульте не реагирует. Ладно, с наскока осветить модель не удалось – нужно более досконально разбираться, тем более всё равно модель полностью разбирать под доработку и покраску.
Разбирается модель не сложно. Но в процессе, снова видим «новации» от Roco. Представляете, они «украли» идею крепления сцепных дышел у разработчиков курской Овечки. Всё – забудьте о прецизионных винтиках М1 и меньше, которыми ранее закреплялись дышла на всех моделях от Roco. Теперь крепление штифтом, как на Овечках 40-ка летней давности. Упрощение, удешевление, максимализация прибыли. Жаль, но с реалиями не поспоришь. А в остальном прелестная маркиза – всё хорошо, всё хорошо.
Электросхема изучена, назначение контактов расписано, освещение в прожекторе и буферных фонарях подпаяно по схеме к контактам на платах. Но опять свет не горит. Оказывается, в «несветовых» артикулах даже перемычки на плате на «световых» выводах не распаяны. Капля олова, но если умножить на тираж – лишний миллион карман не тянет. Вот теперь всё что нужно светит и горит.
Кстати, два штырька под крышкой дымовой камеры на которое я сначала ошибочно подумал, что это выводы под освещение – это выводы под токосъём. Если бы не покупал паровоз новым, то подумал БЫ, что это чья-то личная доработка. Представьте токосъёмные контакты на тендере, на 3 и 4 колпарах паровоза обычные для Roco пластины. А вот для первой колёсной пары токосъёмы проволочные и просто касаются этих самых штырьков на плате паровоза.
Несколько слов о звуке. Место для динамиков отлито на грузе паровоза. Устанавливается только сам динамик – резонатором служить полость в грузике.
С электроникой закончили, с механикой у Роко всё чётко, жаль только что варианты с приводом колпар паровоза карданчиком из тендера остались в прошлом. В новой разработке только привод в тендере на 1-ю и 4-ю колпары, может потому что сам прототип небольшой и посчитали, что этого достаточно.
И снова удивление от Роко. Не знаю даже радоваться или грустить. На своей свежей разработке Roco вновь вернулось к экспериментам с креплениями сцепок. Не знаю с чем это связано – с попыткой «уйти» от традиционных НЕМ-шахт и приблизиться к конструкции прототипа или просто сэкономить 1грамм пластика, но в S160 имеем крепление сцепок типа «ласточкин хвост». В комплекте 2 вида сцепок – накидная петля и селёдка. Традиционными роковскими «вилами» модели уже не комплектуют. Для меня это точно не проблема. Другое дело, что не понятно, как можно было в модели американского прототипа не предусмотреть вариант для кулачковых сцепок ( Kadee и им подобные). Ведь, гарантировано, менегеры должны были рассчитывать выход с моделью S160 и на американский рынок. Но сцепок Kadee c креплением под ласточкин хвост найти не удалось. Пришлось делать самому. Не много ли для современной разработки модели точек с пометкой «доработать по месту»?
Кстати паровоз имеет в раме тендера и паровоза штатные крепёжные отверстия для фиксации модели на постаменте. Правда под винты М3, на мой взгляд это перебор, М2 вполне бы хватило. Постамент для Шарика был выполнен другой - более монументальный и насыщенный травкой и металлическими рельсами. Можно подключать цифровой блок питания (контакты выведены на нижнюю часть постамента) и «баловаться» освещением и звуками.
Доработка всего остального – турбинка, клапана, нефтяное отопление и прочее уже много раз мною описывалось и потому малоинтересно. Главное, что результате снова получился Шарик. Наш Шарик.