ЧС4-160 в НО - вариант сборки.
Добавлено: Вт дек 04, 2012 10:36 am
Первые поставки электровозов типа ЧС4 были ещё в середине 60-х годов прошлого века и уже более 40 лет эти красивые и надёжные локомотивы несут службу на отечественных железных дорогах.
Модель электровоза ЧС4 в масштабе НО, выпускается мелкосерийно киевскими моделистами Романом Трояном в уже готовом моторном варианте и Юрием Гончаренко в виде кита (два варианта), готовой стендовой модели и в моторной версии. То есть благодаря авторам появилась возможность выбора, за что им большое спасибо, так как, такая возможность, и я бы даже сказал роскошь, в железнодорожно-модельном хобби, встречается не часто. Озадачившись выбором, не скрою, что изначально был настроен на приобретение моторного варианта, так как все модели локомотивов в коллекции «самобеглые», но когда появилась возможность ознакомиться с моторными моделями, то, к сожалению, от этого варианта пришлось отказаться. Оказалось в модели от Р.Трояна применён двухмоторный привод с использованием китайских электродвигателей, видать автору, были неведомы проблемы легендарного двухмоторного электровоза е44 фирмы «Piko», когда какой-то из двигателей начинал хандрить. Чтобы не казалось, что это только моё личное мнение, хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время все ведущие мировые производители уже давно отказались от применения такой системы привода. Кроме того, были некоторые проблемы с точностью посадки приводных колёс на оси, что также сказалось на ходовых качествах, поэтому от этого варианта пришлось отказаться. В моторной версии от Ю.Гончаренко некоторые особенности конструкции были перенесены без изменений со стендового варианта (о них я остановлюсь ниже). Заниматься переделкой моторных версий под свои требования особого желания не было, а по покраске было много и своих проектов, потому в результате был выбран промежуточный вариант - кит для сборки стендовой модели с уже окрашенным корпусом. После покупки кит некоторое время пролежал в модельных сусеках, пока продумывались варианты сборки и все те изменения, которые нужно было внести в стандартную схему сборки. И вот, наконец, время пришло……
Хотелось бы отметить, что приобретённый кит ЧС4 был изначально предназначен для сборки в стендовом варианте и ничего удивительного, что все рекомендации из инструкции по сборке касаются именно этой версии. Соответственно, при сборке моторной модели некоторые элементы требуют иного подхода, так как задачи несколько иные, кроме того нагрузки на модель и её составные части в этом случае гораздо выше. Поэтому при сборке моторного варианта я старался достичь максимально возможной прочности, надёжности и при необходимости - ремонтопригодности всех составляющих частей модели. Останавливаясь на последнем, хотелось бы отметить, что известны случаи, когда при сборке партий моторных вариантов некоторых моделей локомотивов корпус просто приклеивали к раме и……. практически лишали пользователя доступа к электродвигателю, бортовой электронике и к элементам ходовой части. А ведь жизненный цикл таких моделей не ограничивается однодневным использованием, а учитывая ценовую политику на них, все элементы конструкции должны быть рассчитаны на годы и даже десятилетия надёжной работы.
Инструкция по сборке предусматривает после установки остекления - вклеивание деталей интерьера кабины машиниста внутрь корпуса. То есть в таком варианте сборки пользователь теряет возможность доступа внутрь кабины машиниста, например, если вдруг со временем «выпадет» одно из стёкол, или для банального добавления или замены фигурки машиниста. Потому для своего моторного варианта вариант крепления был доработан под возможность полной разборки. Для начала из стального листа толщиной 1мм была изготовлена П-образная пластина. В детали «имитация кабин машиниста» сделаны отверстия диаметром 2мм под потайной винт – отверстия располагаются по центру имитаций дверей шкафов на задней стенке кабины. Соосно с этими отверстиями в отогнутых частях заготовленной пластины сделаны отверстия и нарезана резьба М2. Имитации кабин закрепляются на пластине с помощью винтов с потаем и в дальнейшем головки винтов заклеиваются кусочками бумаги или пластика, вырезанными под размер имитации дверцы шкафа. Полученная деталь вставляется в корпус и проверяется плотность посадки и установку обоих интерьеров кабин на штатное место. Далее соосно с отверстиями крепления пантографов в пластине размечаются и далее делаются отверстия. С помощью винтов крепления пантографов пластина вместе с имитацией интерьера кабин будет закреплена в корпусе. Кроме того следует отметить, что для смоляного корпуса дополнительная металлическая направляющая внутри корпуса лишней не будет.
При сборке имитации цепей электропитания на крыше электровоза - изоляторы, выключатели и прочая арматура закрепляются на модели не просто на клею, что возможно было бы достаточно для стендовой модели, а с помощью отрезков стального прутка диаметром 0.5мм, для которого делаются продольные отверстия в корпусе изолятора и соосно, в соответствующих местах на крыше кузова. Усиленные таким образом элементы окончательно фиксируются с помощью моментального клея.
Ходовая часть использована от электровоза BR103 фирмы “Roco». Изменений межосевых и межшкворневых расстояний при этом не требуется. Из достоинств – металлическая рама, большой мощный и качественный электродвигатель с маховиком, токосъём со всех колёс, малошумная трансмиссия. При этом хотел бы отметить, что использована ходовая часть от более ранней модели этого производителя. Это уже не первый опыт использования мною такого варианта ходовой части, где корпус модели состоит из двух частей верхней и нижней. Нижняя часть корпуса электровоза одновременно является и его рамой. При использовании для модели ЧС4 были внесены следующие изменения в конструкцию. Рама отфрезерована по длине и ширине по размерам внутренней полости корпуса. На одной из коммутационных плат распаян разъём под декодер, а над карданной передачей на стойках установлена площадка для размещения декодера. В случае использования звукового декодера площадка для размещения динамика может быть аналогичным образом организована над второй карданной передачей. Продолжение следует....
Модель электровоза ЧС4 в масштабе НО, выпускается мелкосерийно киевскими моделистами Романом Трояном в уже готовом моторном варианте и Юрием Гончаренко в виде кита (два варианта), готовой стендовой модели и в моторной версии. То есть благодаря авторам появилась возможность выбора, за что им большое спасибо, так как, такая возможность, и я бы даже сказал роскошь, в железнодорожно-модельном хобби, встречается не часто. Озадачившись выбором, не скрою, что изначально был настроен на приобретение моторного варианта, так как все модели локомотивов в коллекции «самобеглые», но когда появилась возможность ознакомиться с моторными моделями, то, к сожалению, от этого варианта пришлось отказаться. Оказалось в модели от Р.Трояна применён двухмоторный привод с использованием китайских электродвигателей, видать автору, были неведомы проблемы легендарного двухмоторного электровоза е44 фирмы «Piko», когда какой-то из двигателей начинал хандрить. Чтобы не казалось, что это только моё личное мнение, хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время все ведущие мировые производители уже давно отказались от применения такой системы привода. Кроме того, были некоторые проблемы с точностью посадки приводных колёс на оси, что также сказалось на ходовых качествах, поэтому от этого варианта пришлось отказаться. В моторной версии от Ю.Гончаренко некоторые особенности конструкции были перенесены без изменений со стендового варианта (о них я остановлюсь ниже). Заниматься переделкой моторных версий под свои требования особого желания не было, а по покраске было много и своих проектов, потому в результате был выбран промежуточный вариант - кит для сборки стендовой модели с уже окрашенным корпусом. После покупки кит некоторое время пролежал в модельных сусеках, пока продумывались варианты сборки и все те изменения, которые нужно было внести в стандартную схему сборки. И вот, наконец, время пришло……
Хотелось бы отметить, что приобретённый кит ЧС4 был изначально предназначен для сборки в стендовом варианте и ничего удивительного, что все рекомендации из инструкции по сборке касаются именно этой версии. Соответственно, при сборке моторной модели некоторые элементы требуют иного подхода, так как задачи несколько иные, кроме того нагрузки на модель и её составные части в этом случае гораздо выше. Поэтому при сборке моторного варианта я старался достичь максимально возможной прочности, надёжности и при необходимости - ремонтопригодности всех составляющих частей модели. Останавливаясь на последнем, хотелось бы отметить, что известны случаи, когда при сборке партий моторных вариантов некоторых моделей локомотивов корпус просто приклеивали к раме и……. практически лишали пользователя доступа к электродвигателю, бортовой электронике и к элементам ходовой части. А ведь жизненный цикл таких моделей не ограничивается однодневным использованием, а учитывая ценовую политику на них, все элементы конструкции должны быть рассчитаны на годы и даже десятилетия надёжной работы.
Инструкция по сборке предусматривает после установки остекления - вклеивание деталей интерьера кабины машиниста внутрь корпуса. То есть в таком варианте сборки пользователь теряет возможность доступа внутрь кабины машиниста, например, если вдруг со временем «выпадет» одно из стёкол, или для банального добавления или замены фигурки машиниста. Потому для своего моторного варианта вариант крепления был доработан под возможность полной разборки. Для начала из стального листа толщиной 1мм была изготовлена П-образная пластина. В детали «имитация кабин машиниста» сделаны отверстия диаметром 2мм под потайной винт – отверстия располагаются по центру имитаций дверей шкафов на задней стенке кабины. Соосно с этими отверстиями в отогнутых частях заготовленной пластины сделаны отверстия и нарезана резьба М2. Имитации кабин закрепляются на пластине с помощью винтов с потаем и в дальнейшем головки винтов заклеиваются кусочками бумаги или пластика, вырезанными под размер имитации дверцы шкафа. Полученная деталь вставляется в корпус и проверяется плотность посадки и установку обоих интерьеров кабин на штатное место. Далее соосно с отверстиями крепления пантографов в пластине размечаются и далее делаются отверстия. С помощью винтов крепления пантографов пластина вместе с имитацией интерьера кабин будет закреплена в корпусе. Кроме того следует отметить, что для смоляного корпуса дополнительная металлическая направляющая внутри корпуса лишней не будет.
При сборке имитации цепей электропитания на крыше электровоза - изоляторы, выключатели и прочая арматура закрепляются на модели не просто на клею, что возможно было бы достаточно для стендовой модели, а с помощью отрезков стального прутка диаметром 0.5мм, для которого делаются продольные отверстия в корпусе изолятора и соосно, в соответствующих местах на крыше кузова. Усиленные таким образом элементы окончательно фиксируются с помощью моментального клея.
Ходовая часть использована от электровоза BR103 фирмы “Roco». Изменений межосевых и межшкворневых расстояний при этом не требуется. Из достоинств – металлическая рама, большой мощный и качественный электродвигатель с маховиком, токосъём со всех колёс, малошумная трансмиссия. При этом хотел бы отметить, что использована ходовая часть от более ранней модели этого производителя. Это уже не первый опыт использования мною такого варианта ходовой части, где корпус модели состоит из двух частей верхней и нижней. Нижняя часть корпуса электровоза одновременно является и его рамой. При использовании для модели ЧС4 были внесены следующие изменения в конструкцию. Рама отфрезерована по длине и ширине по размерам внутренней полости корпуса. На одной из коммутационных плат распаян разъём под декодер, а над карданной передачей на стойках установлена площадка для размещения декодера. В случае использования звукового декодера площадка для размещения динамика может быть аналогичным образом организована над второй карданной передачей. Продолжение следует....