Об опыте использования косозубых шестерен от тонер-картриджей лазерных принтеров...

Первое новое сообщение

Аватара пользователя 1.Ершов Эдуард » Пн июн 08, 2015 1:25 am

Друзья,

Я хотел поделиться кой-каким опытом на эту тему. Лет десять назад у меня появилась привычка и возможность потрошить принтеры, сканеры, CD-приводы, и прочую оргтехнику на предмет утилизации моторов, шестерен, зубчатых ремней, и стальных шлифованных стержней. Здесь население приносит очень много всякой техники на муниципальный пункт сбора мусора и вторсырья, и можно взять что угодно домой для разборки, а потом снова привезти обратно то, что осталось. Я этим пользуюсь регулярно.

Всем советую не проходить мимо использованных или выброшенных тонер-картриджей для ДОМАШНИХ лазерных принтеров и МФУ (многофункциональных устройств). В такой технике картриджи имеют небольшой объем порошка, и размер в целом, и поэтому для вращения валиков, рыхлителей, и барабанов там используются довольно мелкозубые шестерни (модуль примерно 0,5-0,6).

Картриджи от КРУПНОЙ ОФИСНОЙ техники нам менее подходят, - ибо там все движущиеся детали - более нагруженные и объемные, и тамошние шестерни - гораздо крупнее (обычно модуль 1 - 1,5)

Итак, если видите "ненужные" плоские тонкие картриджи толщиной в ладонь, типа изображенных на картинке, то они могут сослужить хорошую службу любителю механического творчества:

IMG_5247.JPG

IMG_5250.JPG

IMG_5255.JPG

Обычно шестерни сразу видны через окна в корпусе картриджа, и их пригодность для моделей можно оценить сразу (для правильного понимания размеров: на одной из фотографий видна головка винта, - ее размер около 3 мм):

IMG_5248.JPG

IMG_5251.JPG

IMG_5252.JPG

IMG_5253.JPG

На мой взгляд, интерес представляют прежде всего:

1) шестерни диаметром до 20 мм
2) шестерни с шагом зуба (на глазок) около 1 - 1,5 мм
3) особенно ценны для меня шестерни с косым зубом, т.к. они работают плавнее и бесшумнее, чем прямозубые. Хотя и прямозубые я тоже беру.

Демонтаж шестерен трудностей обычно не представляет (достаточно отвинтить пару хорошо видимых винтов сбоку картриджа и снять пластиковую фигурную крышку).

IMG_5257.JPG

Только обязательно будьте готовы к неожиданному высыпанию из корпуса очень летучего и пачковитого порошка-тонера. Как минимум - подстелите газетку. Я также слышал, что категорически не рекомендуется вдыхать частицы тонера, так что разборка на открытом воздухе, в респираторе и тонких резиновых перчатках - вполне оправдана.

Шестерни почти всегда просто надеты на валы (с лыской или без), или на пластиковые неподвижные шпеньки, так что снимаются с них за 3 секунды. Если видите шестерню с лыской, снятую с пластикового вала, то советую как минимум выкусить кусачками и фрагмент пластикового вала с лыской, - иногда это избавляет от изготовления нового вала с лыской. На фотографиях обратите внимание на черные пластиковые кусочки, - это и есть фрагменты пластиковых валов. Они иногда не менее ценны при работе, чем сами шестерни.

IMG_5258.JPG

IMG_5260.JPG

Вынутые из каждого устройства косозубые шестерни рекомендую не просто бросить в коробочку с другими разными шестернями, а хранить строго отдельно, в составе группы, работавшей ВМЕСТЕ (например, сложить всю группу в пакетик. Я обычно нанизываю всю группу на кусок проволоки, и скручиваю ее концы в кольцо).

IMG_5262.JPG

Дело в том, что косозубые шестерни критичны не только по модулю зуба (величине шага зубьев), но и по направлению зубьев: в кинематической цепочке по очереди стоят шестерни с правым и левым наклоном зубьев. Поэтому, лучше состав группы не нарушать, чтобы потом не потерять случайно какую-нибудь шестерню. Помните особенность косозубых шестерен: потеря одной левой шестерни лишает возможности использовать две остальные правые (и наоборот) - две правые просто не зацепятся между собой.

И еще несколько замечаний:

- часто встречаются комбинированные (двухступенчатые) шестерни с венцами двух разных диаметров, отлитые сразу одной деталью. Пугаться этого не стоит. Конечно, довольно редко настолько везет, что такую комбинацию можно без переделки использовать в своей конструкции, но и такое иногда бывает. Но кроме того, не составляет проблемы разделить эти два венца в токарном станке (или во вращающемся патроне дрели), используя лобзик с тонкой пилкой в качестве инструмента. Венцы лобзиком разделяются идеально, а легкая остаточная "махристость" пластика по торцам зубьев легко снимается потом острым токарным резцом. Зато вы получаете возможность выбирать из большего числа вариантов сочетания венцов.

- если шестерня имеет лыску, то это не проблема, т.к. при необходимости лыску можно аккуратно сточить: сначала узким модельным ножом, или бормашиной, потом круглыми надфилями, и окончательно придать круглую геометрию отверстию с помощью сверла (вручную) или развертки (вручную).

- если шестерня имеет лыску в отверстии, и вы заранее выкусили фрагмент пластикового вала (скажем, диаметром 4 мм) с такой же лыской, то этот пластиковый фрагмент легко приспосабливается в качестве адаптера: я просверливаю его сверлом 1,95 мм, насаживаю на стальной вал 2 мм с натягом, и сверху сажаю с натягом его же "родную" шестерню. Если делать сверление и подготовку в токарном станке с цангой, то результат - вполне эстетичен и не имеет биений. Иногда для устойчивости добавляю точеный латунный или дюралевый фланец. Предвижу вопрос: "зачем выкусывать какие-то шпеньки из картриджа, - не проще ли изготовить металлический переходник, и сточить на нем лыску напильником ?". Ответ простой: все зависит от скорости вращения будущего вала с этой шестерней. Лыска на металлической втулке на медленно вращающемся валу проблем не создаст. А на быстро вращающемся валу (например, на валу двигателя) асимметричная лыска создает разбаланс масс (центр масс втулки и надетой на нее шестерни смещен от оси вращения), и это чревато вибрацией. Шестерня сделана из легкого пластика, и разбаланс ее массы невелик, а ассиметрия металлической детали - гораздо более критична при быстром вращении. Поэтому я предлагаю использовать в качестве переходной втулки пластиковый фрагмент родного вала: он такой же легкий, как и шестерня, и проблема смещения центра масс не возникает.

- не пугайтесь того, что внутренние диаметры некоторых шестерен оказываются иногда большими (4-5-6 и даже 8 мм). Несложно выточить переходные дюралевые втулки, причем удобнее втулки с небольшим заплечиком для упора. Конечно, я имею ввиду, что у пользователя есть хоть какой-то токарный станок и оснастка.

- напоминаю, что добиться точной и прочной фиксации втулки (или шестерни) на стальном валу можно либо очень точным сверлением и развертыванием втулки (для прессовой посадки), либо (если посадка получилась все-таки скользящей), - каплей спиртового плотного раствора канифоли. Спирт испаряется, и канифоль намертво прихватывает деталь к валу. Если потом надо деталь демонтировать - чуть подогреваем ее (или вал) теплым паяльником, - до размягчения канифоли, - и стягиваем детали с вала.

- ацетатный пластик описанных шестеренок имеет хороший ресурс, и работает бесшумно. Смазка средней густоты дополнительно улучшает качество работы и бесшумность.

- косозубые шестерни имеют еще одну особенность: при работе возникают ОСЕВЫЕ усилия на шестернях, валах, и подшипниках. Поэтому плохо закрепленная (слабо насаженная) шестерня может со временем "сползти" с переходной втулки, или съехать со своего места вдоль по валу, на котором она сидит. Впрочем, такой же особенностью обладает и червяк. Помните об этом, конструируя втулки и подшипники, и обдумывая способы крепления на валу.

Мне очень нравятся эти косозубые шестерни, - советую не проходить мимо такого ценного ресурса. Дополнительные вышеописанные нюансы конструирования ИМХО с лихвой окупаются плавностью хода и бесшумностью таких зубчатых передач.

В качества примера приведу несколько фотографий построения редуктора на таких зубчатых колесах.

IMG_5073.JPG
На оси диаметром 2 мм видна насаженная пластиковая переходная втулка с лыской. Также видна лыска в отверстии шестерни. Из латуни выточен небольшой фланец - для упора и создания массы (защиты от потенциальных вибраций, вызванных наличием лыски)

IMG_5089.JPG
Собрано

IMG_5097.JPG
Вал установлен по месту в подшипниках, надеты на место стаканы карданов.

IMG_5085.JPG
Видно, что первая шестерня напрессована на дюралевую втулку (позже она посажена с канифолью на вал двигателя). А вторая шестерня будет зажата между двух шарикоподшипников с заплечиками, и весь пакет будет закреплен на неподвижной оси латунным колечком на канифольном растворе.

На вышеприведенной фотографии видно, что каждая шестерня изготовлена путем разрезания пополам одной широкой шестерни. Такие широкие, как в тонер-картридже, они в локомотиве не нужны.

IMG_5080.JPG
Шестерни надеты на валы, все закреплено канифолью.

IMG_5099.JPG
Фрагмент трансмиссии в сборе. В зацеплении 3 шестерни.

Цитата

2.AlexK » Пн июн 08, 2015 1:36 am

Эдуард, спасибо за идею! И отдельно - за рекомендацию фиксации с помощью канифоли: простенько и со вкусом. Попробовать я, понятное дело, за истекшие с момента прочтения 2 минуты не успел :D , но чисто умозрительно мне этот способ кажется надежнее, чем, скажем, на цианоакрилатный клей.
Цитата

3.Федюнь » Пн июн 08, 2015 4:55 am

Косозубые шестерни в отличие от прямозубых имеют преимущество. Оно заключается в том что у косозубых шестерён площадь соприкосновения больше и поэтому коэффициент мощности врашающего момента больше чем у прямозубых.Отсюда следует следующее,повышается мощность привода в целом,снижается нагрузка на электродвигатель.
Цитата

4.Мост » Пн июн 08, 2015 6:45 am

М-да, Эдуард, везет вам! А у нас эти картриджи перезаправляются тонером черт знает сколько раз, меняются фоторецепторы и ракели, регулируются дозирующие лезвия и чтобы убедить клиента, что этому картриджу трындец, и если использовать его и дальше, то принтеру настанет скорый капут, приходиться проявлять чудеса логики и дипломатии, а если картридж офисный, то прилагать акт на списание... И частенько клиент, что-то бормоча недовольно, уносит убитый коробок, в надежде, что в другой фирме его уж точно реанимируют. (20-летний опыт).
Цитата

5.DmitriSkif » Пн июн 08, 2015 8:17 am

У меня есть один, немного странный, вопрос - а разве, если перевернуть "правую" шестерню на 180 градусов, она не превратится в "левую" ? :oops:
Цитата

7.A.G. » Пн июн 08, 2015 10:16 am

У меня есть один, немного странный, вопрос - а разве, если перевернуть "правую" шестерню на 180 градусов, она не превратится в "левую" ? :oops:
:lol: попробуй поэкспериментировать со шпилькой с резьбой по всей длине - еслиеё вворачивать другим концом - какая там окажется резьба - неужто левая? :lol:
Цитата
Русскому человеку автоматика не помеха!

Изображение

Аватара пользователя 8.Ершов Эдуард » Пн июн 08, 2015 10:37 am

Ошибочный дубль сообщения удален
Последний раз редактировалось Ершов Эдуард Пн июн 08, 2015 2:05 pm, всего редактировалось 1 раз.
Цитата

Аватара пользователя 9.Ершов Эдуард » Пн июн 08, 2015 10:38 am

У меня есть один, немного странный, вопрос - а разве, если перевернуть "правую" шестерню на 180 градусов, она не превратится в "левую" ? :oops:
:lol: попробуй поэкспериментировать со шпилькой с резьбой по всей длине - еслиеё вворачивать другим концом - какая там окажется резьба - неужто левая? :lol:
Альтернативный способ проверить такое предположение: повернуть другим концом обычное сверло со спиральной нарезкой.

Кстати, этот вопрос, по легенде, часто возникал у начинающих артиллеристов (призывников). Салагу спрашивали: "если при взгляде в ствол орудия с казенной части направление нарезки видно "слева-вверх-направо", но в какую сторону будет видно направление нарезки, если смотреть с дула ?". Начинающий артиллерист за неправильный ответ получал шалбаны, или наряды вне очереди...
Последний раз редактировалось Ершов Эдуард Пн июн 08, 2015 2:04 pm, всего редактировалось 1 раз.
Цитата

Аватара пользователя 10.Ершов Эдуард » Пн июн 08, 2015 11:11 am

М-да, Эдуард, везет вам! А у нас эти картриджи перезаправляются тонером черт знает сколько раз, меняются фоторецепторы и ракели, регулируются дозирующие лезвия и чтобы убедить клиента, что этому картриджу трындец, и если использовать его и дальше, то принтеру настанет скорый капут, приходиться проявлять чудеса логики и дипломатии, а если картридж офисный, то прилагать акт на списание... И частенько клиент, что-то бормоча недовольно, уносит убитый коробок, в надежде, что в другой фирме его уж точно реанимируют. (20-летний опыт).
Ну в каком-то смысле мне действительно "везет". Но в целом картина не радует: я вижу, что люди здесь выбрасывают ОЧЕНЬ МНОГО электроники, причем не старой по возрасту. Многие сталкиваются с отказами техники, а чинить ее тут никто не хочет, и самое главное - не может (!). Мастера-ремонтники давно перевелись как класс, и остались в прошлом, где-то на границе 80-х и 90-х годов. У всех рассуждение простое: "зачем чинить, если дешевле новое купить ?" И это - возмутительная безжалостная правда... Все встало с ног на голову.

Я всю сломавшуюся технику по возможности везу во время отпуска в Россию и сдаю в ремонт. Просто из уважения к труду людей, создавших эту технику, а также из-за моей привычки к вещам. И мне нравится, что у нас в России профессия ремонтника аппаратуры не исчезает. Так что - наше выжимание ресурса из принтеров и картриджей - это, скорее, заслуживает уважения.
Цитата
Поле сортировки

« Технологии, материалы, приёмы