Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

Первое новое сообщение

Аватара пользователя 1.Ершов Эдуард » Пн авг 03, 2015 6:57 pm

Лежат у меня с давних времен две старопиковские модели BR120. По нынешним меркам - модели безнадежно устаревшие. Напряжение трогания - 5-6 вольт, напряжение минимальной стабильной скорости - около 5 В. При движении модель шумит, раскачивается... На фоне этих громких звуков теряет смысл любая попытка оцифровать или озвучить этот старенький локомотив. Тяга в принципе неплохая, но контраст с "шелковым" ходом новой рокомашки столь разительный, что использовать тепловоз для покатушек просто не хочется. А выбросить - жалко, особенно если вспомнишь, сколько души и надежд вложил, когда покупал эти модельки 35-40 лет назад в ДЛТ... А если еще и кузов BR120 был неплохо перекрашен в наш М62, то модель становится еще более ценной. Продать - не продашь, хранить без дела надоело, выбросить нельзя, - что же делать ? И у меня созрел план...

Решил модернизировать ходовку. Основные пункты технического задания были такими:

- Использовать по максимуму имеющиеся штатные элементы конструкции: тележки, карданы, стаканы карданов.

- Заменить маленький и малоэффективный шататный двигатель с открытой магнитной системой и 3-полюсным ротором на более современный 5-полюсный (и более крупный) двигатель Mashima.

- Добавить в систему маховик.

- Наклонную установку карданов исключить в принципе (чтобы не добавлять никаких перекосов в их работу).

- Из-за маленького топливного бака невозможно поставить крупный двигатель по центру модели и низко (с учетом предыдущего условия), отсюда вытекает необходимость поднимать двигатель выше, оставляя под ним место для горизонтальных карданов.

- Монтаж нового двигателя выполнить на специально разработанном металлическом кронштейне (никаких соплей из пластилина, жести, ниток, и прочих подручных материалов).

- Поскольку штатный балласт (крупная силуминовая отливка) адаптирован под штатный двигатель, и никак не совместим с новой механикой, то отливку приходится почти полностью упразднить. Вместо него на раму монтируется новый "кессон": коробчатая герметичная конструкция из травленки, имеющая максимально возможный объем и наполняемая позже свинцовой дробью с клеем ПВА (для балластировки). Кессон имеет нишу для размещения двигателя и маховика, и направляющие для монтажа кронштейна с двигателем и шестернями.

- Поскольку в связи с новой компоновкой трансмиссии приходится добавлять шестерни, то я сразу задался целью использовать в конструкции только шестерни с наклонным зубом. Подробнее об этих исследованиях я писал тут.

- Обновленная ходовка должна предусматривать место для декодера и динамика, а также каналы для беспрепятственной прокладки проводов внутри корпуса модели.

- Конструкция должна допускать беспроблемную установку головного света и буферных фонарей (хоть со штатными световодами, хоть с индивидуальными светодиодами в каждом.

- Конструкция не должна "колоть глаз" своим видом сквозь боковые окна машинного отделения. На роковской машке это сделано изящно - аж завидно...

Замысел был начерчен в трехмерном Турбокаде (мой первый проект, с начала и до конца выполненный в трехмерке ! Я столько лет чертил обычные три проекции в 2-D, что уже сам себе казался динозавром...). Результатом стала протравленная пластина латуни (травленку заказывал в Чехии на специализированной фирме).

IMG_4923.JPG
Исходная пластина из латуни Т=0,3мм с травлеными деталями

Продолжение следует...
Цитата

Аватара пользователя 2.Ершов Эдуард » Пн авг 03, 2015 7:22 pm

Лишние подробности опускаю, скажу лишь, что кессон собирается на деревянной пластине (для соблюдения плоскостности), будучи временно прикрученным шурупами за нижнюю пластину.

IMG_5023.JPG
Частично спаянный кессон, привинченный к деревянному "постаменту"

Никаких особых требований к пайке не предъявляется. Следы пайки можно оставлять "как есть", но я всегда предпочитаю зачищать места пайки начисто.

IMG_5036.JPG
Вид снизу. Отчетливо видно два трапецеидальных "туннеля" для прохода карданов от центрального вала. Также видно два продольных ребра жесткости. Их положение позволяет четко позиционировать кессон в пластиковой штатной раме тепловоза, и защищает конструкцию от прогибов и деформаций.

IMG_5026.JPG
Здесь видно выемку в кессоне для будущего двигателя и маховика

IMG_5058.JPG
Это съемный кронштейн и новый двигатель. Усиленные "ушки" со стальными гайками позволяют плотно притянуть кронштейн к кессону, не опасаясь прогиба деталей (не забываем, что толщина латуни всего 0,3 мм, и обычным "уголком с дырочкой" обойтись не получится)

Вложения

IMG_5080.JPG
Тот же кронштейн после установки оси и шестерен. Левая шестерня стоит на неподвижной оси - в подшипниках качения 2х5х1,5 мм с заплечиком.

Цитата

Аватара пользователя 3.Ершов Эдуард » Пн авг 03, 2015 7:41 pm

IMG_5091.JPG
Главный вал с шестерней и в подшипниках качения.

IMG_5105.JPG
Самодельный маховик посажен на вал двигателя с каплей канифольного раствора. Кронштейн с мотором вдвигается в салазки кессона, и притягивается снизу винтами. При этом 2-я и 3-я шестерни естественным образом приходят в должное зацепление (спасибо точности травленки - никакой подгонки не требуется, и все зазоры в зубчатых зацеплениях устанавливаются безошибочно.

IMG_5278.JPG
Пробная сборка и примерка кессона на штатную раму. Обратите внимание на черную деталь посередине: это штатные стальные скобы-защелки. На старой модели эти скобы удерживают вместе раму, балластную чушку, рамку освещения. Я пошел по этому же пути, только теперь скобы удерживают вместе кессон и штатную раму. Плотность удержания - хорошая, точность совмещения отверстий, выступов и пазов - отличная.

IMG_5487.JPG
Штатная силуминовая балластная чушка зачищена от облоя (он был). От нее отпилены концевые части длиной по 41 мм.

IMG_5497.JPG
На фрезерном станке длина каждого обрезка доведена до 40 мм, и на одном обрезке выбрана середина, чтобы освободить место для маховика.

Цитата

Аватара пользователя 4.Ершов Эдуард » Пн авг 03, 2015 7:59 pm

IMG_5502.JPG
В большое отделение кессона отмеряется точное количество свинцовой дроби (сначала грубо, а последние дробинки добавляются при закрытой крышке, - через торцевые два круглых отверстия (они на фото сейчас заклеены скотчем), и после тщательной укладки - чтобы уместить как можно больше...). Крышка снята сейчас только для наглядности.

IMG_5510.JPG
Отмеренная дробь высыпается в коробочку. Крышка кессона теперь герметично запаивается. После этого вся дробь аккуратно порциями возвращается через две дырочки в кессон, вперемешку с жидким клеем ПВА. Операция грязная, клей норовит вытечь и пузыриться. На это время снял с кессона все чувствительные детали: мотор, валы, подшипники... Аналогично балластируется вторая половинка кессона (но там объем меньше, и делал сразу через дырочки, без предварительного отмера количества)

IMG_5512.JPG
После заполнения кессона дробью поставил на место обрезок силумина, закрепил винтами М2 через соответствующий кронштейн из травленки.

IMG_5513.JPG
Аналогично поступил с другой стороны.

IMG_5514.JPG
Промежуточная готовность в данный момент.

Впереди - сборка электронной части и ходовые испытания. Буду информировать о результатах. Спасибо за внимание...
Цитата

Аватара пользователя 5.S.T.A.L.K.E.R. » Пн авг 03, 2015 10:14 pm

Эдуард, как всегда, супер! У Вас все очень технологично. С нетерпением жду продолжения!
Цитата
С уважением, Иван!

6.ivan » Пн авг 03, 2015 11:13 pm

Эдуард, отлично получается - есть чему нам учиться!
Хотел спросить, а напряжение подавать пробовали - как ведут себя старые карданы и шестерни в телегах, есть ли шум?
С уважением,
Иван
Цитата

Аватара пользователя 7.Ершов Эдуард » Пн авг 03, 2015 11:43 pm

На весу и в холостом режиме - пробовал. Но шасси лежало вверх колесами. Шума явно меньше, если сравнивать со штатной ходовой. Если говорить точнее, то изменился СПЕКТР шума. Исчез рокот трехполюсного мотора. Стало глуше бренчание карданов. Видимо, из-за плотного прилегания кессона к раме и наличия туннелей карданов, звук бренчания не так легко выходит из корпуса наружу.

Но вносил искажения тот факт, что тележки болтались в воздухе вверх ногами. Звук воспринимается недостоверно. Достоверно можно будет сказать после испытания на рельсах, при надетом кузове.

Я отдаю себе отчёт, что достичь уровня бесшумности рокомашки мне не удастся. Ведь начинка тележек и карданы остаются прежние. Правда, следующим этапом я планирую доработку и самих тележек, и доработку колёсных пар.

Для сравнения шумности я веду видеосьемку со звуком каждого этапа. Буду выкладывать сравнительные результаты испытаний, и звукозаписи со спектрограммой.
Цитата

Аватара пользователя 8.Василий » Вт авг 04, 2015 9:08 am

Буду выкладывать сравнительные результаты испытаний, и звукозаписи со спектрограммой.
Надеюсь это была шутка? :)
Цитата
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!

Аватара пользователя 9.Ершов Эдуард » Вт авг 04, 2015 10:50 am

Не обязательно шутка. В аудиоредакторе можно вырезать фрагмент, и проанализировать спектр. Это, конечно, может оказаться излишним.

Но иногда может оказаться и полезным: чтобы узнать, какой именно компонент вносит тот или иной шум. Например, 3-полюсный двигатель при вращении с частотой 100 об/сек дает на спектре хорошо видимые гармоники 300 и 600 Гц. Заменяешь двигатель на 5-полюсный, - гармоники теоретически должны просто перенестись в область 500 и 1000 Гц, а на практике - они не просто переносятся, а сильно понижаются в амплитуде. На этом и основано улучшение работы с 5-полюсным двигателем.
Цитата

Аватара пользователя 10.Akitchi » Вт авг 04, 2015 11:13 am

Очень интересная и своевременная статья. Спасибо! У самого лежит br120 и руки чешутся заменить в нем двигатель и оцифровать. Правда в качестве двигателя буду использовать двухвальный ДПМ20, и карданы будут под наклоном...
Цитата
Мастерская ARtModel

Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным (C)
Поле сортировки

« Технологии, материалы, приёмы