Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

Технологии, материалы и приемы используемые в жд моделизме. Модели в процессе постройки.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Toniorail
Сообщения: 125
Зарегистрирован: Пн авг 20, 2012 1:14 pm
Откуда: Москва
Благодарил (а): 100 раз
Поблагодарили: 57 раз

Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#1 Непрочитанное сообщение Toniorail »

Всем добрый день!

Пост про постройку модели паровозо-вагона системы Томаса на живом паре в масштабе 1:32.
Ссылка на тему с прототипом.
viewtopic.php?f=45&t=8648
Коломенский завод, тип 30, начало постройки - 1883 год.

Давно была мечта самостоятельно построить одну из моделей нашего подвижного состава с действующей паровой машиной.
Свой выбор остановил именно на этой дореволюционной двухэтажке, так как с одной стороны по ней имеется достаточное количество материалов, а с другой стороны преимущество модели самоходного "вагонъ-мотора" перед классическим паровозом в том, что в его кузове можно спрятать все механизмы и не мучаться с прототипичностью той же паровой машины или котла.

Материалы - медь, латунь. Листы толщиной 0,5 мм, ряд профилей и труб были закуплены в сети магазинов Леруа Мерлен.

Боковые стены - травление. Пайка - паяльником и газовой горелкой.

В качестве силового агрегата используются котел и машина с Алиэкспресс.
Котел на 4 атмосферы, оборудован предохранительным клапаном, смотровым/водомерным стеклом по примеру котлов Wilesco, двумя кипятильными трубами снизу и примитивным пароперегревателем. Производитель предусматривал отопление сухим спиртом
Машина - двухцилиндровая, с качающимися цилиндрами, V-образное расположение цилиндров, на валу расположен маховик. Реверс за счет перемены направления впуска пара. Кран-реверс и лубрикатор шли в комплекте.
Машина - достаточно простая по своему устройству и весьма бюджетная. Но так как всё оборудование спрятано внутри корпуса, то не имеет особого значения, насколько она соответствует прототипу. Ее не видно снаружи.
A20439DC-A41B-43FC-81E2-69778B7E7FA5.JPG
Основной переделке подвергся кожух котла, так как по высоте он был сильно большой. Низ кожуха был обрезан почти под кипятильные трубы.Горелка переделана на спиртовую. Это проиллюстрирую ниже.

Основные детали корпуса травились. В качестве маски использовал фоторезистную пленку, засвеченную через трафарет. Пленка покупалась в Чипе и Дипе. Лампа использовалась ультрафиолетовая от старого террариума, которая давно валялась дома.
Пленка ламинировалась утюгом, незасвеченные участки смывались слабым раствором калийной соли.
После травления маску снимал средствами для сантехники, содержащими гипохлорит натрия.
Это мой первый опыт такого травления. Технологию ЛУТ не применял в связи с тем, что домашний принтер не позволяет такое делать, плюс картридж уже старый и требует замены или заправки.
Несколько проявок запорол по причине кривых рук и плохой ламинации. На фото пример плохой ламинации при смывке незасвеченной пленки. всё пошло на переделку.
брак маски.jpg
Из за толщины металла 0,5 мм процесс травления был достаточно медленным.
В качестве реактивов использовал персульфат аммония, смесь перекиси водорода, лимонной кислоты и соли, а так же хлорное железо. Первые два раствора травят быстро, но на мой взгляд они и быстрее насыщаются медью и прекращают травить. Перекись+лимонка+соль - очень бюджетный вариант. Но пленка от него вздувается пузырьками. Хотя повреждения пленки при этом не происходило, я не рискнул дальше продолжать использовать этот раствор. Поэтому вернулся к классическому хлорному железу.
После травления все отверстия немного дорабатывал надфилем.
Морда паровозо-вагона в процессе травления.
морда.jpg
Проиллюстрирую, насколько пришлось уменьшать кожух котла. Примерка морды на котел.
морда на котле.jpg
Решено было оставить штатную трубу котла. хотя она шире и ниже, чем у прототипа. В противном случае пришлось бы переделывать весь котел и добавлять сифон для устройства принудительной тяги в топке. А так - тяга в топке осталась естественная, безо всяких дополнительных устройств.

Проблемой так же явилось то, что прямо под котлом, в месте, где распологается горелка, проходит первая ось паровозо-вагона. Для защиты оси от пламени был сделан латунный кожух. Сама ось поставлена цельнометаллическая, сплошная, чтобы она не повреждалась от нагрева и нечаянного касания огня. Остальные оси поставлены спицевые с пластиковым центром.

Защитный кожух первой оси.
кожух колпары.jpg
В кожухе котла был сделан вырез, в который заходит ось.
Для защиты от нагрева, зазоры между котлом и кожухом были забиты теплоизоляцией из базальтовой ваты.

Все оси сделаны подпружиненными. В буксах используются подшипники качения, оси диаметром 3 мм.
буксы.jpg
Так как пришлось переделывать котел с сухого спирта на этанол, пришлось осваивать навык пайки газовой горелкой и высокотемпературным припоем. Горелка так же куплена в Леруа Мерлен вместе с медью и латунью.
Методом проб и ошибок научился работать ей. Рабочее место пришлось перенести в ванну из соображений пожарной безопасности.
Хочу сказать пару слов о своих ошибках, чтобы другие не наступали на те же грабли:
1. Латунь плавится в пламени горелки. Есть риск испортить деталь, если ее перегреть до оранжевого цвета. Даже если она не расплавится, то может покоробиться. Я так испортил заготовку швеллера рамы.
2. Медь при высоком нагреве отжигается и становится мягкой и пластичной. Для определенных работ, типа изгиба труб паропроводов это удобно. Но я перегрел одну из боковых стенок при пайке.
3. Всегда смотрите, куда отклоняется поток пламени после соприкосновения со спаиваемыми деталями. Я случайно испортил пластиковый центр одной из колпар и шестерню в редукторе. Поток тепла задувал на них, ударяясь в спаиваемую деталь.
4. Детали меняют линейные размеры при нагреве/охлаждении. Спаянные детали может покоробить при остывании.
газ.jpg
Отдельную историю составляет конструирование спиртовой горелки. Она получилась далеко не с первого раза, да и то, есть что улучшать.
Исходные данные были такими: необходимо было вписаться по высоте в подвагонное пространство низко расположеного паровозовагона; необходимо обойти переднюю ось и по возможности использовать прототипный бак, который был расположен между вагонными осями снизу оригинального паровозо-вагона.
Первый вариант был с одной горелкой. Оказался слишком слабым.
горелка1.jpg
Боковые трубки вокруг ёмкости для спирта имитируют заливочные трубопроводы водяного бака, который у прототипа располагался под вагоном. У меня - это заливочные трубопроводы для спирта. Заливочные горловины выведены на крышу первого этажа по обоим бокам вагона.
Горелка вмещает 30 мл спирта, чего хватает на 15 минут работы.
горелка2.jpg
Второй вариант горелки оказался более удачным. Между фитилями горелки проходит первая ось модели. Таким образом, горелка охватывает эту ось снизу.

Машина установлена в задней части модели. Привод сделан на заднюю ось через редуктор.
У прототипа ведущей являлась первая ось,но у меня там совершенно не осталось места, всё занято котлом, горелкой и подвеской первой оси.
машина.jpg

Аватара пользователя
Toniorail
Сообщения: 125
Зарегистрирован: Пн авг 20, 2012 1:14 pm
Откуда: Москва
Благодарил (а): 100 раз
Поблагодарили: 57 раз

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#2 Непрочитанное сообщение Toniorail »

Редуктор самодельный, в несколько ступеней с паразитной шестерней. Сохранена возможность вертикального перемещения ведущей оси в подвеске.
Все шестерни - б/у из имеющихся дома запасов.
IMG_9486.JPG
Пара слов про "китайское качество".
При ходовых тестах я столкнулся с тем, что в котле никак не набирается достаточное давление. Горелка в модели и так достаточно слабая, а тут вода кипит, уровень воды - падает, а давления нет. Начал проверять. Было сделано несколько опрессовок всей системы.

Проблема номер 1. Есть протечки вокруг водомерного стекла в котле. На фото видны капли воды, которые выдавило из места соединения корпуса стекла и котла.
течь.jpg
Проблема решена постановкой дополнительных резиновых прокладок из имеющихся дома запасов.
На фото - снятое стекло и китайские уплотнительные прокладки.
разобранный котел.jpg
Проблема номер 2. Основная.

Так как паровая машина у меня - достаточно простая, с качающимися цилиндрами, ее реверс происходит путем перемены направления впуска-выпуска пара. Для этого используется кран-регулятор, который меняет направление движения острого/мятого пара в паропроводах.
В силу конструктивных особенностей, в этом кране происходят небольшие утечки при неработающей машине. Пар, через щели между корпусом и поворотной частью крана, просачивается напрямую из питающего паропровода в отводящий. И напрямую из котла вылетает в трубу. При достаточно слабой горелке эти потери давления оказались чувствительными. При работающей машине эти потери становятся некритичными, так как у пара появляется более легкий путь, через цилиндры. А вот при остановленной машине котловое давление продавливает его через неплотности.
На фото этот кран обведен кружком.
IMG_9757.JPG
Был найден выход. На Алиэкспресс был заказан дополнительный вентиль на паропровод, полностью перекрывающий подачу пара от котла к машине. Этот вентиль будет использован в качестве регулятора, а штатный кран паровой машины - только для ее реверса.
регулятор.jpg
Этот регулятор был впаян в паровую магистраль.
регулятор2.jpg
Выхлоп из машины был выведен в трубу, то есть был сделан конус.

На модель поставлены готовые буфера от RB Model (Польша), латунные, подпружиненные, в масштабе 1:35. Винтовая стяжка - от Märklin.
буфера.jpg
Стены первого, второго этажей, межэтажное перекрытие и крыша сделаны из медного листа.
Стены каждого этажа спаяны между собой, а все межэтажные крепления, крепления котла, машины, редуктора к раме выполнены на винтах М2 и М3 для возможности разборки модели на профилактику и ремонты.
Через перекрытие между этажами наверх выведены реверс, регулятор и крышка масленки-лубрикатора.
В дальнейшем на втором этаже будут установлены сервоприводы радиоуправления.
перекрытие.jpg
Текущий статус постройки - начаты лестницы.
Впереди куча самой неприятной для меня работы - обвес модели. Имитация деталей подвески. Оконные рамы. Двери. Поручни. Всякие вентиляционные трубы и так далее. Всё то, что придает модели завершенный вид.
После этого будет сделана зачистка модели от излишков припоя, отмывка от флюса, грязи, разборка, грунтовка, окраска и финишная сборка.

Вынашиваю идею замены спиртовой горелки на газовую для лучшего парообразования.
паровозовагон2.jpg
паровозовагон2.jpg (36.25 КБ) 1481 просмотр
Текущий вес модели - 2 кг.
паровозовагон3.jpg

Аватара пользователя
Toniorail
Сообщения: 125
Зарегистрирован: Пн авг 20, 2012 1:14 pm
Откуда: Москва
Благодарил (а): 100 раз
Поблагодарили: 57 раз

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#3 Непрочитанное сообщение Toniorail »

Видео дачного ходового теста.
Забортная температура -5 С, слабая метель.
Временный овал, радиус кривых 1500 мм.

Результаты теста:
Плюсы - оно ездит, решена проблема со вписыванием в кривые.
Минусы - недогружена задняя (в моем случае - ведущая) ось. С учетом обледеневших рельс, постоянно срывается в пробуксовку и встает на месте. Считаю, что ось догрузится после завершения модели и установки радиоуправления, которое добавит нагрузку на эту ось.
Горелка слабая, в условиях отрицательных температур не способна поддерживать достаточное парообразование в котле. Пара хватает круга на два, потом остановка для нагона пара.

https://youtu.be/iYxFKhdERKA

И.В.А.Н.
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 928 раз
Поблагодарили: 176 раз

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#4 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

Весьма масштабно и очень здорово !
Даже в таком виде уже выглядит впечатляюще !!!
8-)

Но не забывайте сразу после пайки нейтрализовать кислоту/флюс кипятком или содовым раствором.
если этого не сделать сразу - в последствии краска может "встать и сойти" а соединения сильно окислиться и разрушиться...
на видео и некоторых фото, к сожалению, виден начавшийся процесс;
download/file.php?id=264826&mode=view

После прикидки и сборки само собой Вы будете обезжиривать модель перед окраской,
но это будет поздно и для борьбы с разрушительными солями кислот недостаточно.
Надо сразу после процесса пайки.

Скажите, а какой припой и флюс Вы используйте для пайки латунью ?

Ждем продолжения стройки !
:)

Аватара пользователя
Toniorail
Сообщения: 125
Зарегистрирован: Пн авг 20, 2012 1:14 pm
Откуда: Москва
Благодарил (а): 100 раз
Поблагодарили: 57 раз

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#5 Непрочитанное сообщение Toniorail »

И.В.А.Н. писал(а):
Пн дек 19, 2022 1:47 am
какой припой и флюс
Спасибо! Да, конечно, при пайке кислотами надо сразу все вычищать, про это знаю.

Я по старинке пользуюсь обычным оловянным припоем типа ПОС-61 и флюсами на основе канифоли (кусковая канифоль, спиртовой раствор канифоли). Так что там смывать сразу не обязательно.

Для соединений, где в процессе эксплуатации идет сильный нагрев, я использую твердый медно-фосфорный припой Harris-0 с температурой плавления в районе 800 градусов.
Он по идее самофлюсующийся, но я в отдельных местах дополнительно использовал буру в качестве флюса.

С помощью кислоты я обычно паяю железные/стальные детали, но тут - только цветмет.

DmitriSkif
Сообщения: 1674
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
Имя: Дмитрий
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 78 раз

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#6 Непрочитанное сообщение DmitriSkif »

Мне даже наплевать, как оно (может, и пока что) выглядит, и на то, что модель и эпоха - ну вообще "не моё". Это круто!

Аватара пользователя
ho-oleg
Сообщения: 462
Зарегистрирован: Пт май 07, 2010 10:28 pm
Имя: Олег
Откуда: Москва
Благодарил (а): 102 раза
Поблагодарили: 73 раза

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#7 Непрочитанное сообщение ho-oleg »

Хоть я и НОливец, но это супер круто!!!

Буду с нетерпением ждать продолжения.
УДАЧИ!

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2614
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#8 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Да, необычная модель, и приятная глазу, и "сделанная руками", а не роботом не станке с ЧПУ, или 3-д принтере... Уже редкость, в каком-то смысле.

После покраски заиграет еще больше. Вещь !!!

Электронная аппаратура управления вряд ли добавит значимый вес к весу модели. Придется балластировать просто металлическими плахами или брусками.

AntonDikalenko
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Сб янв 07, 2023 11:19 pm
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 4 раза

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#9 Непрочитанное сообщение AntonDikalenko »

Cпасибо,Антох, за то, что расписываешь технологии. Очень интересно и полезно.

AntonDikalenko
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Сб янв 07, 2023 11:19 pm
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 4 раза

Re: Паровозо-вагон системы Томаса в 1:32. Живой пар

#10 Непрочитанное сообщение AntonDikalenko »

Кстати, залез к полякам на RB Model и не нашео однерковые буфера, только ашнолевые. А мне они нужны, и лучше "живые", а я их не умею делать, чтоб не колхозно смотрелось.

Ответить

Вернуться в «Технологии, материалы, приёмы»