Выпрямление жёстких звеньев кривой
Добавлено: Ср мар 20, 2013 12:27 am
*** Просмотрел весь раздел «Технологии», но подходящей темы не нашёл. Если такая есть — перенесите в неё, плз. ***
Как выпрямить кривое («радиусное») путевое звено
Типичный набор звеньевого путевого материала с жёсткой геометрией (англ. «fixed track»), входящий в состав стартового набора железной дороги, обычно содержит звенья кривых небольшого радиуса (360—500 мм, наиболее типично — т. н. R2 и R3, 420—480 мм; 22,5 или 30°). Для применения на макете, где предполагается движение длиннобазового подвижного состава, особенно паровозов, такие радиусы могут оказаться маловаты (особенно R1 и R2, менее 450 мм). Возникает мысль попробовать выпрямить такие звенья, увеличив радиус кривой либо получив прямую.
Для начала нужно попытаться вытащить рельсовые плети из шпальной решётки. Как правило, рельс удерживается на шпальной решётке с помощью рельсовых скреплений — «коготков», отлитых зацело со шпалами; но, в отличие от флексов, у жёстких путевых звеньев рельсы не рассчитаны на штатное смещение в продольном направлении, поэтому рельсовые скрепления охватывают края подошвы рельса плотно. Также обычно принимаются и другие меры против продольного смещения рельсов: например, выштамповка «противоугонных» стопоров на подошвах рельсов или приварка к низу подошвы рельса фиксирующих выступов через отверстия снизу шпальной решётки. Также существуют модельные рельсы специальной формы, у которых снизу подошвы по всей длине имеется выступ-«ёлочка», вплавляемый в шпальную решётку на этапе её отливки — такие рельсы принципиально невозможно вытянуть из шпальной решётки, не разрушив её.
Для того, чтобы вытянуть рельс из шпальной решётки, нужно:
Рельсовые плети нужно также аккуратно разогнуть до нужной кривизны, уделяя внимание тому, чтобы не образовалась крутка. Концы рельсовых плетей разгибать труднее (меньше плечо захвата), поэтому их кривизну нужно проконтролировать отдельно.
После получения нужного радиуса изгиба рельсов следует выточить на торцах рельсов заходы («перья») для облегчения вставки рельсовых плетей назад в шпальную решётку. Затем, аккуратно толкая рельсовую плеть, вставить её в пазы скреплений на шпалах. Опять же, прикладывать строго продольное усилие — это будет сложнее, чем при вынимании. После вставки зачистить возможные заусенцы от плоскогубцев на концах рельсов.
Следует учесть, что при изменении кривизны путевого звена изменится взаимная длина отрезков рельсов в нём и стыки будут уже не в створе. Можно укоротить более длинную рельсовую плеть, заодно срезав крайние шпалы в торцах шпальной решётки (они обычно имеют выступы под стыковые соединители, поэтому уродливы), либо скомпенсировать разницу, набежавшую на нескольких смежных в пути звеньях, поменяв в одном из них местами наружный и внутренний рельсы (соответственно придав им нужную кривизну).
ИМХО, не стоит пытаться разогнуть звено кривой в прямую — качественно выпрямить рельсы вряд ли получится и путь будет иметь вид «прямой, состоящей из множества кривых». Лучше сделать из звеньев кривой малого радиуса кривую большего радиуса — результат будет гораздо лучше.
Как выпрямить кривое («радиусное») путевое звено
Типичный набор звеньевого путевого материала с жёсткой геометрией (англ. «fixed track»), входящий в состав стартового набора железной дороги, обычно содержит звенья кривых небольшого радиуса (360—500 мм, наиболее типично — т. н. R2 и R3, 420—480 мм; 22,5 или 30°). Для применения на макете, где предполагается движение длиннобазового подвижного состава, особенно паровозов, такие радиусы могут оказаться маловаты (особенно R1 и R2, менее 450 мм). Возникает мысль попробовать выпрямить такие звенья, увеличив радиус кривой либо получив прямую.
Для начала нужно попытаться вытащить рельсовые плети из шпальной решётки. Как правило, рельс удерживается на шпальной решётке с помощью рельсовых скреплений — «коготков», отлитых зацело со шпалами; но, в отличие от флексов, у жёстких путевых звеньев рельсы не рассчитаны на штатное смещение в продольном направлении, поэтому рельсовые скрепления охватывают края подошвы рельса плотно. Также обычно принимаются и другие меры против продольного смещения рельсов: например, выштамповка «противоугонных» стопоров на подошвах рельсов или приварка к низу подошвы рельса фиксирующих выступов через отверстия снизу шпальной решётки. Также существуют модельные рельсы специальной формы, у которых снизу подошвы по всей длине имеется выступ-«ёлочка», вплавляемый в шпальную решётку на этапе её отливки — такие рельсы принципиально невозможно вытянуть из шпальной решётки, не разрушив её.
Для того, чтобы вытянуть рельс из шпальной решётки, нужно:
- Устранить фиксирующие выступы на шпальной решётке. Приваренные снизу фиксаторы, как правило, несложно отламываются. «Противоугонные» же засечки на боковых гранях подошвы нужно по возможности выпрямить, после чего зачистить так, чтобы они не строгали выступы шпальной решётки при вытягивании рельса. Также нужно зачистить возможные заусенцы на торцах рельсов.
- Затем захватить рельс плоскогубцами за конец и осторожно вытягивать его вдоль из шпальной решётки. Захватывать конец рельса нужно не вертикально (за верх головки и низ подошвы), а горизонтально — за края подошвы, т. к. усилие сжатия понадобится значительное и рифлёные рабочие поверхности плоскогубцев попортят края рельса. При вытягивании нужно прикладывать к рельсу строго продольное усилие, чтобы не сломать скрепления на шпалах.
Рельсовые плети нужно также аккуратно разогнуть до нужной кривизны, уделяя внимание тому, чтобы не образовалась крутка. Концы рельсовых плетей разгибать труднее (меньше плечо захвата), поэтому их кривизну нужно проконтролировать отдельно.
После получения нужного радиуса изгиба рельсов следует выточить на торцах рельсов заходы («перья») для облегчения вставки рельсовых плетей назад в шпальную решётку. Затем, аккуратно толкая рельсовую плеть, вставить её в пазы скреплений на шпалах. Опять же, прикладывать строго продольное усилие — это будет сложнее, чем при вынимании. После вставки зачистить возможные заусенцы от плоскогубцев на концах рельсов.
Следует учесть, что при изменении кривизны путевого звена изменится взаимная длина отрезков рельсов в нём и стыки будут уже не в створе. Можно укоротить более длинную рельсовую плеть, заодно срезав крайние шпалы в торцах шпальной решётки (они обычно имеют выступы под стыковые соединители, поэтому уродливы), либо скомпенсировать разницу, набежавшую на нескольких смежных в пути звеньях, поменяв в одном из них местами наружный и внутренний рельсы (соответственно придав им нужную кривизну).
![Idea :idea:](./images/smilies/icon_idea.gif)