Seamen писал(а): Меньше читайте всяческих "експЭртов" перед завтраком. Вот Вам ссылочка:
http://tonto.eia.doe.gov/dnav/pet/hist/rbrted.htm
Нефть выше 30 стала подыматься стабильно только с 2004 г., а производство в РФ стабильно росло с 1998. За счет чего?
Серега, не понимаю. Разве мы просто сравниваем динамику нефтяных цен и динамику роста экономики в целом ? Ведь речь в статье о тенденции властей к самообману: когда кажется, что нефтяные цены всегда будут высокими, то можно особо не задумываясь планировать госбюджет и решать возможные социальные проблемы вливанием денег, обещая всем все. И падение цен на нефть разрушает ИМЕННО БЮДЖЕТ. И переход к дефицитному бюджету - вот фактор риска для общества, где государство держит на себе все. Когда 40% рабочих мест в стране - это бюджетники, - это говорит о многом. А сами по себе цифры роста и наклон графиков - это не про это.
Seamen писал(а):Теперь про 20 баксов за баррель. Себестоимость добычи и транспортировки нефти уже давно в среднем по миру больше 30 баксов, в тех же СШП - чуть менее 40. На новых месторождениях Саудовской Аравии - под 45 и только на старых месторождениях той же СА - чуть менее 30, где-то в районе 26-27. Ню-ню...
Если бы это было так, то в 1998 году не было бы цены меньше 10 долларов за баррель. За 10 лет себестоимость на скважине не увеличилась втрое-вчетверо, даже с учетом истощения запасов и инфляции доллара. А в 1998 году нефть была такая дешевая, потому что ОПЕК качала ее со всей дури, чтобы потоком валютной выручки заткнуть тогдашние финансовые проблемы части своих членов, в частности, Венесуэлы. И, заметь, - они тогда говорили, что даже по этой цене им это было РЕНТАБЕЛЬНО, ибо в Кувейте до сих пор себестоимость нефти на скважине чуть больше 1 доллара.
Теперь насчет "себестоимости добычи И ТРАНСПОРТИРОВКИ". Там, где ты взял эти цифры, имелась ввиду цена "ФОБ Персидский залив". Это не совсем себестоимость, - это цена "франко-борт танкера", включающая в себя интересы арабских государств в виде нехилых налогов и экспортных пошлин. И вот эта величина - переменная, и она действительно ушла вперед с 1998 года. Тот, кто видел фотки каких-нибудь Дубаи в середине 1990-х и в середине 2000-х, сразу понимает, на какие деньги все эти красоты и небоскребы построены. Арабам глупо отдавать нефть за копейки, даже при сверхнизкой себестоимости на скважине, - тут их понять легко. И у нас в России "цена отсечения" при расчете нефтяной экспортной пошлины была до недавнего времени зверски высокой, но будет некорректным говорить о такой высокой "себестоимости" нефти. Эта налоговая надбавка к цене - хотелки государства: есть цены - есть пошлины, а если мировые цены упали, - то пошлин платить не с чего, - проще экспорт остановить.
Дополнительно на цену нефти вниз давит снижение цен на морские перевозки. Знаете, сколько сейчас ставка фрахта морского тоннажа из Персидского залива в Мексиканский ? Меньше 20 долларов за тонну - даже ВОКРУГ АФРИКИ. 2-3 месяца назад было втрое-вчетверо-впятеро дороже. Мировой флот простаивает, судовладельцы пихаются локтями в надежде пристроить свои посудины хоть в какой-то рейс. Это передается и ценам на нефть: никаких премий судовладельцам, минимальные премии за качество... Психология.
На цену нефти также влияет величина запасов нефти в США, и эта величина быстрыми темпами растет, ибо цены закупа очень интересные. И это давит цену вниз очень даже ощутимо. Никто не спешит покупать, ибо резервуары уже полные, и завтра еще может подешеветь. И точно так же в зерновом экспорте: покупатели тянут с покупкой до последнего, ожидая, что еще подешевеет. А еще и контракты нарушать начинают массово, выжимая из продавца дополнительные уступки якобы под давлением рыночных обстоятельств. Психология.
Короче, мир на дрова, конечно, массово не перейдет (хотя применительно к Швейцарии я мог бы рассказать интересные вещи про дровяное отопление, но тут это оффтоп), но психологический потенциал для падения цен еще не исчерпан, и всякие рациональные объяснения тут могут служить инструментом самоубеждения и самоутешения, но на реальную ситуацию почти не влияют. Как в сторону роста рынок иррационален, так в сторону падения. Заводы, трубы и причалы, конечно, работают, и ниже какой-то пороговой величины цены уже не могут пойти надолго. Но на несколько недель или месяцев - могут.