EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
- Doctor
- Сообщения: 2154
- Зарегистрирован: Пт апр 18, 2008 6:48 pm
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Полистирол однозначно выдержит две секунды паяльника,а то и до пяти....
А что собсно мешает травленую пластину с припаянным проводом приклеивать уже ПОСЛЕ пайки?
Штамповка\вырубка влечет за собой расходы(немалые)на изготовление оснастки,а как нам известно модель делается для себя,или таки серия
Если для себя в одном экземпляре,ну пусть даже двух-трех,то все равно штапм вырубной себя не окупит...
С литьем та-же байда,только в профиль..
ИМХО кроме технологичности думаем опять же о соотношении затрат к кол-ву деталей....
А даже для пары-тройки локов можно и ручками пильнуть...
Кстати прессшпан никто не отменял,отличный диэлектрик,и паяльник выдюжит..
Эдуард,хоть бы эскизик подкинули детали,а то получается рассуждаем о чем-то абстрактном...
А что собсно мешает травленую пластину с припаянным проводом приклеивать уже ПОСЛЕ пайки?
Штамповка\вырубка влечет за собой расходы(немалые)на изготовление оснастки,а как нам известно модель делается для себя,или таки серия
Если для себя в одном экземпляре,ну пусть даже двух-трех,то все равно штапм вырубной себя не окупит...
С литьем та-же байда,только в профиль..
ИМХО кроме технологичности думаем опять же о соотношении затрат к кол-ву деталей....
А даже для пары-тройки локов можно и ручками пильнуть...
Кстати прессшпан никто не отменял,отличный диэлектрик,и паяльник выдюжит..
Эдуард,хоть бы эскизик подкинули детали,а то получается рассуждаем о чем-то абстрактном...
Carpe diem!
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2624
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 92 раза
- Поблагодарили: 292 раза
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Да, стеклотекстолит я использовал именно фольгированный. Но фигурную резьбу по нему именно и хочется избежать: муторно и пыльно...kapelka писал(а):А если использовать фольгированный текстолит.
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2624
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 92 раза
- Поблагодарили: 292 раза
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Я, пожалуй, над этим подумаю...Doctor писал(а):...А что собсно мешает травленую пластину с припаянным проводом приклеивать уже ПОСЛЕ пайки?...
... как нам известно модель делается для себя,или таки серия ?...
В принципе, я все готовлю именно под возможность выпуска серийного КИТА. Но, как я писал раньше, совсем не уверен насчет массового интереса к этому прототипу...
Подумалось, что в кит можно будет просто вложить кусок стеклотекстолита и бумажный шаблон для этой детали, и клиент сам выпилит 4 одинаковые детальки по шаблону. На фоне общей огромной трудоемкости кита - это уже не большой труд... Зато защита от дурака будет - паяльником по неосторожности ничего не расплавишь...А даже для пары-тройки локов можно и ручками пильнуть...
Это то, что называлось "электрокартон" ? А он еще где-то существует и продается ? Сто лет уже не пересекался с ним......Кстати прессшпан никто не отменял,отличный диэлектрик,и паяльник выдюжит..
Да, конечно. Я не допер сфоткать вчера отдельную деталь до наклеивания на раму, - пришлось сейчас фотографировать, - уже наклеенную по месту....Эдуард,хоть бы эскизик подкинули детали,а то получается рассуждаем о чем-то абстрактном...
- Doctor
- Сообщения: 2154
- Зарегистрирован: Пт апр 18, 2008 6:48 pm
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Так точно,иногда и так называется тоже!Ершов Эдуард писал(а):Это то, что называлось "электрокартон" ? А он еще где-то существует и продается ? Сто лет уже не пересекался с ним......Кстати прессшпан никто не отменял,отличный диэлектрик,и паяльник выдюжит..
Не знаю где продается,но еще как существует!
Дык не вопрос,с хорошим человеком поделиться богоугодное дело!Скока надоть?
Carpe diem!
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Эдуард, если позволите, то я внесу своё предложение. На фото чёрный квадрат - это текстолит, отверстие над винтом - это точка крепления текстолита этим же винтом. Две чёрных линии - токосъём. К сожалению, не видя, как тележка крепится в раме и сколько свободного пространства между тележкой и рамой, я не могу предложить другого. Но, как вариант.
-
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Чт июл 24, 2008 6:28 am
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
На винт (возможно со ступенчатым уширением у головки) последовательно одеваются изолирующая шайба, изолирующая втулка, пружина кручения с одним витком и усами выполняющими функцию токосъема, вторая изолирующая шайба. На один из усов припаян токоотводящий провод. А далее импровизации на эту тему. Ну, например, объединить одну из шайб и втулку. В случае применения винта с уширением, на которое одевается вся эта конструкция, можно использовать этот винт как крепежный винт самой ходовки (на приведенной ранее фотографии ходовки видна головка винта). Если в конструкции обеспечить подвижность пружины, то прижатие к ободам будет более равномерным.Ершов Эдуард писал(а):Коллеги, нужны идеи...
Мне кажется, эта конструкция токосъема технологичнее рассмотренных ранее вариантов.
PS по моему аналогичная конструкция токосъема с пружиной кручения используется в каких то ЖД моделях (не помню точно в каких).
Последний раз редактировалось Александр Мельник Ср янв 12, 2011 11:34 am, всего редактировалось 1 раз.
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Не знаю как выглядит вся экип часть, но осмелю.сь прдложить простой и классический вариант :
1. вся тележка - это минус. онаже как то крепетья к раме - вот там и поставте изолятор. В латунных моделях никогда токос ъемников не видел. Покажите пож хотябы схему экипажной части.
1. вся тележка - это минус. онаже как то крепетья к раме - вот там и поставте изолятор. В латунных моделях никогда токос ъемников не видел. Покажите пож хотябы схему экипажной части.
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2624
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 92 раза
- Поблагодарили: 292 раза
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Спасибо, идей надавали много. Все обдумал.
Моя конструкция токосъема выглядит «забористой» – прежде всего из-за сложной формы стеклотекстолитовой пластины. Но на этом сложности, в общем-то, заканчиваются... У меня были веские причины идти по пути именно такой конструкции. Попробую объяснить.
1) Если посмотреть на боковину рамы (см. приложенное фото), то видно, что ее большая площадь сделана однослойной из латунного листа 0,3 мм, и только в месте посадки подшипников (это зона приложения относительно больших крутящих моментов) боковина сделана 3-слойной (добавлены усиливающие накладки снаружи и изнутри). Это защищает конструкцию от деформации (помним о том, что латунный лок будет весить довольно много), а подшипники - от разбалтывания в гнездах или перекоса (помним о том, что наружная обойма подшипника кажения должна сидеть в гнезде плотно и не проворачиваться). Но из-за этого боковина перестает быть плоской, а становится ступенчатой.
Отсюда вытекает первое ограничение: независимо от конструкции, токосъемная пластина должна «плоско и прямо» лежать на плоской поверхности, ибо подгонка посадки на ступенчатую поверхность потребует дополнительного «головняка». И это – важная причина, почему я ставлю пластину именно такой формы и именно в этом месте. Такая извилистая форма – из-за необходимости "развить" поверхность для клеевого соединения и «обойти» выступающие подшипники. А насчет места... – эта площадка оказалась единственным местом, где ничто не мешает положить деталь плоско...
2) Кроме того, приходится еще думать и о ремонтопригодности. Чтобы разборка тележки до винтика была возможна в любой момент. А для этого все шпангоуты имеют язычки, входящие в щелевые пазы, и разъемность этих «пар» с одной стороны тележки надо сохранять любой ценой. Значит, эти язычки и пазы НЕЛЬЗЯ ничем закрывать, - в том числе и стеклотекстолитовой пластиной. Поэтому постановка пластины под винт посередине (на который все обратили свое внимание), обернется сложной резьбой выемок по обратной стороне пластины, чтобы не склеить и не деформировать язычки. А это – еще большее усложнение при сборке.
3) Наконец, использование этого центрального винта затруднено еще и близостью качающейся траверсы и сопряженных с ней частей рамы. В поворотах рама может слишком сильно приближаться к токоведущему слою токосъема – а это чревато коротким замыканием.
4) Помимо этого, на противоположной стороне тележки в этом месте – не шляпка винта, а приклеенная или припаянная гайка. Это ограничит свободу монтажа-демонтажа пластины под винт.
5) Моя конструкция имеет всего 2 детали на один токосъем: проволочка и кусочек фольгированного текстолита. Даже учитывая понравившийся мне совет Доктора наклеивать латунную пластинку на полистирол или картон уже после пайки, деталей будет 3, - все-таки это немного, - и они будут просты. И на собранной модели существующий токосъем будет практически невидим – все детали уйдут под краску, кроме самых кончиков проволок. Предлагаемый здесь вариант с двумя изолирующими шайбами, изолирующей трубчатой вставкой, ступенчатым винтом и плоской пружиной кручения – менее технологичен, и годится все-таки для довольно большой серии. Кроме того, этот вариант имеет ИМХО довольно ощутимый недостаток. Такая свободно качающаяся плоская пружина - с длинными свободными концами - плохо противостоит соскальзыванию проволочных концов с поверхностей качения колес наружу (не забываем, что они имеют легкий конусный уклон). Я с этим сталкивался в других проектах. В моем варианте – концы короче, а серединка проволоки жестко припаяна, стабилизируя направление деформации пружинных концов, и предотвращая соскальзывание.
6) Подход Ростислава «корпус тележки под потенциалом одного из рельсов» тоже рассматривался, - еще в начале проекта, - и пришлось от него отказаться. Причин несколько:
А) на данной модели получится малое число точек токосъема: всего 2 с правого рельса и 2 – с левого. При базе тележки всего около 28 мм эта тихоходная модель рискует часто «зависать» на изолированных крестовинах стрелок и глухих пересечений.
Б) мало изолировать тележку от рамы, надо еще электрически замкнуть по одному колесу на ось. Сейчас я использую колеса «Хорнби», которые уже изолированы с обеих сторон пластиковыми втулками. Точить металлические втулки для замены пластиковых с одной стороны и перепрессовывать – лень, и результат непонятен. А ставить перемыкающие пластинки, как на вагонах, - нет места, т.к. они будут шкрябать об раму...
В) пуская ток через ось и подшипник на раму, надо думать об электроэррозии шариков и дорожек шарикоподшипников. Поэтому я пускаю токи в обход подшипников, через бандаж на токосьем. Если бы были просто латунные втулки в осях, этой проблемы бы не существовало, а с шарико- теоретически она существует.
В общем, выводы постепенно рождаются: расположение и форма элементов токосъема остаются примерно такими же, но фольгированный стеклотекстолит можно будет заменить на сендвич «латунная травленая фасонная пластинка + полистироловая подложка толщиной около 1,5 мм». Последнюю можно будет довольно легко прессовать в примитивной дюралевой формочке. Хотя маловероятно, что даже это понадобится. При штучном выпуске китов - проще дать клиенту бумажный шаблон и кусок текстолита – сам выпилит и просверлит для себя 4 пластинки.
Друзья, всем спасибо за помощь.
Моя конструкция токосъема выглядит «забористой» – прежде всего из-за сложной формы стеклотекстолитовой пластины. Но на этом сложности, в общем-то, заканчиваются... У меня были веские причины идти по пути именно такой конструкции. Попробую объяснить.
1) Если посмотреть на боковину рамы (см. приложенное фото), то видно, что ее большая площадь сделана однослойной из латунного листа 0,3 мм, и только в месте посадки подшипников (это зона приложения относительно больших крутящих моментов) боковина сделана 3-слойной (добавлены усиливающие накладки снаружи и изнутри). Это защищает конструкцию от деформации (помним о том, что латунный лок будет весить довольно много), а подшипники - от разбалтывания в гнездах или перекоса (помним о том, что наружная обойма подшипника кажения должна сидеть в гнезде плотно и не проворачиваться). Но из-за этого боковина перестает быть плоской, а становится ступенчатой.
Отсюда вытекает первое ограничение: независимо от конструкции, токосъемная пластина должна «плоско и прямо» лежать на плоской поверхности, ибо подгонка посадки на ступенчатую поверхность потребует дополнительного «головняка». И это – важная причина, почему я ставлю пластину именно такой формы и именно в этом месте. Такая извилистая форма – из-за необходимости "развить" поверхность для клеевого соединения и «обойти» выступающие подшипники. А насчет места... – эта площадка оказалась единственным местом, где ничто не мешает положить деталь плоско...
2) Кроме того, приходится еще думать и о ремонтопригодности. Чтобы разборка тележки до винтика была возможна в любой момент. А для этого все шпангоуты имеют язычки, входящие в щелевые пазы, и разъемность этих «пар» с одной стороны тележки надо сохранять любой ценой. Значит, эти язычки и пазы НЕЛЬЗЯ ничем закрывать, - в том числе и стеклотекстолитовой пластиной. Поэтому постановка пластины под винт посередине (на который все обратили свое внимание), обернется сложной резьбой выемок по обратной стороне пластины, чтобы не склеить и не деформировать язычки. А это – еще большее усложнение при сборке.
3) Наконец, использование этого центрального винта затруднено еще и близостью качающейся траверсы и сопряженных с ней частей рамы. В поворотах рама может слишком сильно приближаться к токоведущему слою токосъема – а это чревато коротким замыканием.
4) Помимо этого, на противоположной стороне тележки в этом месте – не шляпка винта, а приклеенная или припаянная гайка. Это ограничит свободу монтажа-демонтажа пластины под винт.
5) Моя конструкция имеет всего 2 детали на один токосъем: проволочка и кусочек фольгированного текстолита. Даже учитывая понравившийся мне совет Доктора наклеивать латунную пластинку на полистирол или картон уже после пайки, деталей будет 3, - все-таки это немного, - и они будут просты. И на собранной модели существующий токосъем будет практически невидим – все детали уйдут под краску, кроме самых кончиков проволок. Предлагаемый здесь вариант с двумя изолирующими шайбами, изолирующей трубчатой вставкой, ступенчатым винтом и плоской пружиной кручения – менее технологичен, и годится все-таки для довольно большой серии. Кроме того, этот вариант имеет ИМХО довольно ощутимый недостаток. Такая свободно качающаяся плоская пружина - с длинными свободными концами - плохо противостоит соскальзыванию проволочных концов с поверхностей качения колес наружу (не забываем, что они имеют легкий конусный уклон). Я с этим сталкивался в других проектах. В моем варианте – концы короче, а серединка проволоки жестко припаяна, стабилизируя направление деформации пружинных концов, и предотвращая соскальзывание.
6) Подход Ростислава «корпус тележки под потенциалом одного из рельсов» тоже рассматривался, - еще в начале проекта, - и пришлось от него отказаться. Причин несколько:
А) на данной модели получится малое число точек токосъема: всего 2 с правого рельса и 2 – с левого. При базе тележки всего около 28 мм эта тихоходная модель рискует часто «зависать» на изолированных крестовинах стрелок и глухих пересечений.
Б) мало изолировать тележку от рамы, надо еще электрически замкнуть по одному колесу на ось. Сейчас я использую колеса «Хорнби», которые уже изолированы с обеих сторон пластиковыми втулками. Точить металлические втулки для замены пластиковых с одной стороны и перепрессовывать – лень, и результат непонятен. А ставить перемыкающие пластинки, как на вагонах, - нет места, т.к. они будут шкрябать об раму...
В) пуская ток через ось и подшипник на раму, надо думать об электроэррозии шариков и дорожек шарикоподшипников. Поэтому я пускаю токи в обход подшипников, через бандаж на токосьем. Если бы были просто латунные втулки в осях, этой проблемы бы не существовало, а с шарико- теоретически она существует.
В общем, выводы постепенно рождаются: расположение и форма элементов токосъема остаются примерно такими же, но фольгированный стеклотекстолит можно будет заменить на сендвич «латунная травленая фасонная пластинка + полистироловая подложка толщиной около 1,5 мм». Последнюю можно будет довольно легко прессовать в примитивной дюралевой формочке. Хотя маловероятно, что даже это понадобится. При штучном выпуске китов - проще дать клиенту бумажный шаблон и кусок текстолита – сам выпилит и просверлит для себя 4 пластинки.
Друзья, всем спасибо за помощь.
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2624
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 92 раза
- Поблагодарили: 292 раза
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Нашел фото немецкой машины для их рынка:Onegin писал(а):Такие чертежи у меня есть, ими немцы поделились. EL-2 тут именно немецкий, от нашего отличается более низкой крышей и высокими капотами. Наш EL-2 имеет остекление точно такое же как на EL-1 и EL-21.
- iosch
- Модератор
- Сообщения: 9447
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 7:17 pm
- Имя: Олег
- Откуда: г.Н-Тагил
- Благодарил (а): 55 раз
- Поблагодарили: 197 раз
- Контактная информация:
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Капоты такие же похоже,а вот будка здесь пониже нашей на много.
Уральская Горнозаводская ст.Н-Тагил
Если ваш поезд разгоняется,не радуйтесь.Возможно вы идете под откос...
Меня зовут Ёжом,а iosch,это я так шифруюсь
Если ваш поезд разгоняется,не радуйтесь.Возможно вы идете под откос...
Меня зовут Ёжом,а iosch,это я так шифруюсь