Сегодня знаменательный день: моя новая ходовка впервые поехала. Результатом я очень доволен. Шум вполне умеренный, - приятный низкочастотный гул, похожий на звук настоящего электровоза, - как на малом ходу, так и на полном. Без воя и надрыва. Правда, на видео звук не записался - снимал андроидом, пока не понял - почему нет звука. Когда скачал на комп, - обнаружил. Досадно. Ладно - когда будет готов кузов - сниму аппарат в сборе, и со звуком.
Доволен масштабной скоростью. Я люблю медленные ползучие машины, а для промышленного локомотива - это самый правильный режим. Машина начинает движение при напряжении 1.4 В (видно на видео, специально поставил вольтметр в кадре) - это минимум, с которого начинается шкала у лимовского "кирпича". При полном напряжении 12 вольт ходовка идет не слишком быстро, приблизительно 40-50 км/ч в масштабе. Тяговое усилие на сцепке - 65 грамм (измерял пружинными весами, видно на видео). Много это или мало - пока не понял, но по субъективным ощущениям ладонь-препятствие отталкивает довольно энергично. Думаю, что пяток 4-осных моделовских думпкаров увезет запросто. А фирменных вагонов, с легким ходом, - увезет наверняка больше десятка.
Токосъем со всех 8 колес, упругими усами-токосъемами из стальной проволоки толщиной 0.4 мм.
Те, кто читал тему сначала, заметят, что я отказался от индивидуальных моторов на тележках, и перешел к классической компоновке с одним двигателем по центру, и двумя карданами к тележкам. Первая тележка претерпела несложную переделку - все лишние элементы не без сожаления срезал абразивным диском и все следы-зазубрины зашлифовал. Вторая тележка уже была спроектирована и сделана (тоже из травленки, естественно) под новую схему привода. И вообще - в ней я учел опыт сборки первой тележки.
Причина отказа от индивидуальных моторов: 1) имевшиеся моторы-шайбы все на 2.8 - 3.5 вольт, и будут работать с перегрузкой даже при последовательном соединении. 2) мне не удалось сделать компактную и бесшумную муфту от двигателя к червячному валу - все равно оставался резкий неприятный металлический звук от ударов поводка в отверстиях диска. Вроде смешно, и теоретически ничего сложного, - но результат не устраивал, и я махнул рукой. 3) при такой компоновке моторы занимают всю кабину, и будут видны через стекла.
Новая компоновка свободна от всех этих недостатков, и все стекла видны на просвет идеально. Правда, машина лишилась маховиков, но засчет хорошего двигателя надеюсь минимизировать этот недостаток. Сейчас стоит 5-полюсный двигатель 16/20 х 30мм с лысками, купленный в микромарке. Китай, конечно, но пока работает честно: тихий, тяговитый, без вибраций, не склонный к нагреву. Я всегда стремлюсь поставить в модель двигатель максимального размера, который может поместиться в выбранный конструктив. Если в центр поставить более короткий двигатель (купил артикул NWSL круглый 1820 - диаметр 18, длина по корпусу 20), то место для небольшого маховика останется, но потеряется мощность, и пока неясно - что приобретешь взамен. Но конструкция рамы, включающая съемную мотораму, допускает установку разных двигателей - практически без переделок. Всегда можно изготовить травлением новую мотораму под новый тип двигателя, собрать ее воедино с двигателем в одно неразборное целое, и на 4 винтах установить в общую раму, подключив карданы.
Карданы фирмы NWSL. Шестерни и червяки из ацетатного пластика, куплены на сайте
http://www.gizmoszone.com. Все валы - в подшипниках качения 5х2х1.7. В трущихся частях и в зубчатых зацеплениях - смазка "Литол".
Рама собрана по принципу полой коробчатой конструкции из латуни толщиной 0.3 мм. Все детали травленые. Сознательно отказывался от точеных и фрезерованных деталей в пользу травленых. Даже фасонные гайки в местах крепления тележек к раме - из 5 слоев латуни. А также шкворневые балки (7 слоев), опоры шкворневых балок на раму (5 слоев). В этих плахах латунно-оловянного "мяса" нарезал резьбу М2, которая держит хорошо. Все пустоты заполнены свинцовой дробью с клеем ПВА или ЭДП - для максимального веса модели. Готовая рама из латуни выглядит как фрезерованная игрушка - такая она массивная и солидная на вид. Прочность и жесткость рамы достойны самой высокой похвалы. Все потенциально слабые места, которые воспринимают нагрузки от винтов, от веса, от нажатия пальцами при монтаже или взятии модели в руки - усилены накладками или дополнительными латунными слоями. На виде сбоку вы видите повторяющиеся круглые отверстия в раме, - это для закладки свинцовой дроби и просушивания клея. Чуть видны и сами дробинки под слоем грунта.
На дне рамы имитированы продольные швеллеры - естественно из травленки. Про изготовление боковин тележек, букс и рессор, - я писал раньше.
Сейчас рама неудачно намазана грунтом ГФ21 - кистью нанеслось хреново. Но сверху положу черную краску - уже из аэрографа. Утешаю себя тем, что зритель увидит только узкую полоску продольных швеллеров, остальная часть рамы уйдет внутрь корпуса, и не будет видна. Тележки буду грунтовать и красить из аэрографа, конечно. Только смелости наберусь...
Вывод: машиностроение из травленки себя оправдывает. Позволяет создавать редукторы с произвольными свойствами, габаритами, и коэффициентами, - не зацикливаясь на том ассортименте, который предлагается готовым. Точность зацеплений зубьев - близка к идеальной. Стенки редуктора могут иметь вид почти герметичного картера, удерживающего смазку внутри механизма, и снижающего шумность хода. Также позволяет создавать рамы локомотивов в виде любых пространственных конструкций, вписывая их в имеющийся габарит/контур модели. Чем больше работаю с травленкой, тем больше ощущаю ее прекрасные возможности.
Считаю машину готовой на 80%. Перехожу к проектированию и изготовлению собственно корпуса, остеклению, пантографам, капотам, и т.п. Надеюсь, что это будет легче, чем машиностроение собственно ходовой части.
Видео - на несколько постов ниже.