Хочу отметить высокую практическую полезность программы Realviz в деле построения чертежей по фотографиям.
Полезный начальный курс по программе можно найти здесь:
http://russian-help.pp.ua/_3d/im/4_h/00.html
Цель моей работы: получить точную 3-мерную компьютерную модель "морды" электровоза ВЛ65 (ЭП1). Чертежей на этот аппарат у меня нет, а фотографий ЭП1 удалось сделать множество - на ст.Горячий Ключ СКЖД, включая общие, средние и крупные подетальные планы.
В качестве основы взял 5 фотографий "морды", сделанных с разных ракурсов. Важно иметь ввиду следующее:
- в идеале все фотографии нужно делать с одним фокусным расстоянием (зум не трогать), или с одним фиксированным объективом. Если это не получается по условиям съемки, то отдельные кадры можно снять и с разными величинами зума, но при этом - обязательно проконтролировать, чтобы на всей файлах кадров записывались данные EXIF о текущей величине фокусного расстояния. Это важно для математических алгоритмов программы Realviz. Если используются старинные фотографии, или сканированные с бумажных, то их фокусное расстояние обычно неизвестно. В этом случае Realviz сам подберет эту величину в процессе калибровки, так что работать можно и с такими фотографиями (пусть и с меньшей точностью).
- загружать фотографии в программу нужно НЕобрезанными (в том смысле, что не надо их кадрировать, обрезать лишние поля и зоны изображения). То есть геометрический центр кадра должен быть в той точке, через которую проходила оптическая ось фотоаппарата в момент съемки изображения. Это легко сделать со свежими цифровыми съемками, но это не гарантировано, если приходится работать с музейными или журнальными фотографиями, т.к. неизвестно - как их кадрировали перед печатью. Иначе говоря: если имеется фотография "локомотива с поездом", а вам предстоит строить чертеж "только локомотива", то это не значит, что можно на фотографии "обрезать все лишнее". Моя попытка по неопытности так сделать приводила к отказу программы калиброваться, - пока я не понял причину и не загрузил целиком фотографию "локомотива с поездом".
- фотографии должны быть четкими, без глубоких контрастных теней в сюжетно-важных частях. Огромное разрешение не нужно, - мне было достаточно 1600х1200 точек.
- на каждой фотографии какая-то часть изображения должна перекрываться с соседними фотографиями (то есть каждая деталь должна быть видна одновременно хотя бы на двух фотографиях, а лучше на трех).
Я не буду подробно описывать процесс, - он несложный. На всех 5 фотографиях я последовательно и не спеша расставлял точки-маркеры в одинаковых точках электровоза (сначала я поставил маркеры на углы прожектора, нижние углы путеочистителя, углы гофров, углы фар - короче на максимально расставленные между собой геометрические детали). После 7-8 точек система сообщает, что ей удалось провести калибровку и "расставить камеры". После этого система помогает, и после каждой поставленной точки она подсказывает с помощью оранжевых линий ожидаемое положение маркеров на других кадрах. Очень удобно, и позволяет судить о правильности хода работы.
Если объект зеркально симметричный (а морда электровоза симметричная), то большинство маркеров достаточно поставить на одной половине. Некоторые маркеры я поставил на обеих половинах, чтобы точнее воспроизвести кривизну некоторых изгибов и деталей.
Всего мне пришлось поставить около 150 маркеров. Для понимания, прилагаю 5 фотографий, на которых при увеличении можно увидеть синие точки - это и есть места расположения моих маркеров.
Результатом работы стало "облако ключевых точек", которое я экспортировал в векторный формат DWG (можно и DXF), и на основе которого можно дальше строить в чертежной программе нужную компьютерную модель детали (или всего кузова). Облако точек выглядит вот так (два прямоугольника соответствуют лобовым стеклам - просто для облегчения зрителю понимания "где верх - где низ"):
Естественно, в векторном файле облако можно вращать и масштабировать как угодно.
И еще важная штука: в программе Realviz можно ввести любой известный размер между любыми двумя точками в качестве "опорного размера" (допустим, что мне известно лишь расстояние по углам буферных фонарей), и система приведет все остальные размеры "облака точек" к нужному масштабу.
Я многого не умею в этой программе (там есть еще и нанесение текстур, и введение начерченного объекта в реальное сфотографированное пространство, и генерация видео, и т.п.), и вряд ли когда-нибудь буду этому учиться, т.к. мне нужна сугубо утилитарная вещь: получение облака точек для дальнейшего черчения в Турбокаде.
Опытным мастерам компьютерного моделирования мои эксперименты наверняка покажутся детским садом, но для меня эта программа оказалась ценным инструментом для работы, и разумным компромиссом между временем, затраченным на освоение, и результатом.
Аналогичным способом я еще раньше получил облако точек и частично уже построил 3-мерное изображение кузова коломенского газотурбовоза Г1-01 - это как раз тот случай, когда чертежей на машину нет в принципе, а есть только десяток уцелевших фотографий 60-х г.г. разного качества и неизвестного фокусного расстояния. Причем все фотографии - только с боковых и передних ракурсов (это к вопросу об исторической бессмысленности "трудов" большинства трейн-споттеров). Программа Realviz справилась на твердую четверку, учитывая разношерстность и слабоватое качество имеющихся фотографий. По крайней мере я могу теперь утверждать, что имею максимально точное представление о кривизне всех деталей непростой "морды" этого локомотива.
Программу Realviz (старую версию 4.0) я скачал с торрентов, - теперь она отдельно не выпускается, а входит в дорогой комплект Autodesk, на покупку которого не хватит просто никаких разумных денег.
***ОЧЕНЬ ВАЖНО, чуть не забыл***
Я столкнулся с тем, что программа не умеет обращаться к файлам и папкам, название которых прописано русскими буквами. Поэтому обязательно размещайте и исходные фотки, и файлы проекта, и экспортируемые файлы ТОЛЬКО в папки, весь маршрут которых написан латинскими буквами, как и имена самих файлов.
Всем желаю творческих успехов.