Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

Подробные руководства о том как что-либо сделать.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#1 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Обсуждение здесь viewtopic.php?f=11&t=403
Хочу поделиться первыми результатами съемок, сделанных в Нижнем Тагиле в мае. Собственно, желание попробовать было уже давно, но не на швейцарской же матчасти пробовать... ;)

Итак, опыт первый.

Имеется заводской альбом чертежей на 6-осные польские думпкары, который мне дают в депо - полистать можно, а выносить из комнаты - не разрешают... Кроме того, выносить в поисках ксерокса тоже нет особого смысла, т.к. чертежи - огромные портянки метр на два, сложенные в несколько загибов внутри тяжеленного альбома, - ни в один ксерокс не влезет, и в альбом вклеено намертво... Что делать ?

Решил рискнуть отснять эти большие портянки цифровым фотоаппаратом по частям, а потом попытаться "склеить" части в фотошопе. Так и сделал.

Развернул чертеж на полу, как мог расправил его (хотя совсем плоско не получалось из-за толщины самого альбома, который неминуемо присутствовал под частью чертежа и создавал "ступеньку"). Освещение в кабинете было рассеянным дневным, сбоку через окно. Не слишком ярко, но достаточно. Поэтому вспышкой пользоваться не стал. Но зато включил на ф/а максимальную чуствительность матрицы, соответствующую пленке 400 ед.ISO. Известно, что при такой чувствительности повышается шум матрицы, но для данной задачи это было некритично из-за заведомо невысокого ожидаемого качества съемки. Зато такая чувствительность позволила сократить до минимума выдержку при фотографировании (фактически около 1/30 сек.), что было весьма полезно при съемке с рук.

Завис над чертежом, включил экран ф/аппарата, и постарался направить объектив максимально точно вертикально вниз. При этом наблюдал по двум сторонам экрана, чтобы края чертежа были параллельно-перпендикулярны границам кадра. Следить за всеми этими параметрами одновременно, при этом еще и перемещаясь вдоль чертежа от кадра к кадру, следя за содержимым кадра, за стабильностью камеры при нажатии на спуск, - все это оказалось непростой задачей. Поэтому на некоторых кадрах то азимут уходил на 2-3 градуса, то вертикаль терялась, искажая плоскостность будущей картинки (но в тот момент я этого еще не замечал, - дефекты выплыли при просмотре на экране компа уже дома). Потом я уже вспомнил, что на полу в кабинете пол был выложен квадратными бетонными плитками, и я мог дополнительно контролировать перпендикулярность корпуса камеры по этим плиткам...

Автофокус не выключал - это решение вполне себя оправдало. Рассмотреть резкость на экране все равно было невозможно (линии чертежа на экране были почти неразличимы), поэтому я доверился автоматике. Выдержка также стояла на программном автомате с приоритетом выдержки.

И еще - немаловажно: зум я постарался выдвинуть максимально в область длиннофокусных величин. При этом камеру держал в руках довольно высоко - где-то 1,5 метра над чертежом. Этот режим зума уменьшает "подушкообразные" оптические искажения кадров, облегчая потом стыковку в фотошопе. Правда, ценой этого становится большая чувствительность камеры к дрожанию рук, но при выдержке 1/30 почти обошлось без смазанностей.

Результатом "пролетов над чертежом" стали серии кадриков 1600 х 1200 пиксел.

При рассматривании их дома на экране компьютера обнаружились вышеперечисленные недостатки, но в целом оказалось терпимо. Для того, чтобы дать представление, кладу сюда несколько исходных картинок, но с уменьшенным разрешением, чтобы не занимали много места.
Вложения
Исходные файлы (реальный размер каждого 1600 х 1200 пиксел). Видны непараллельности линий вследствие неточного позиционирования камеры перпендикулярно к листу чертежа. Также, если точно измерить на соседних кадрах расстояния между одними и теми же деталями, то выяснится, что каждая картинка оказалась в разном масштабе (примерно в диапазоне +/- 3%) из-за того, что камеру я держал в руках, и расстояние от нее до листа менялось от кадра к кадру...
Исходные файлы (реальный размер каждого 1600 х 1200 пиксел). Видны непараллельности линий вследствие неточного позиционирования камеры перпендикулярно к листу чертежа. Также, если точно измерить на соседних кадрах расстояния между одними и теми же деталями, то выяснится, что каждая картинка оказалась в разном масштабе (примерно в диапазоне +/- 3%) из-за того, что камеру я держал в руках, и расстояние от нее до листа менялось от кадра к кадру...

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#2 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Вот результирующие файлы. А текста нет... Я рыдаю...

Результат 1

Результат 2

Аватара пользователя
iosch
Модератор
Сообщения: 9447
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 7:17 pm
Имя: Олег
Откуда: г.Н-Тагил
Благодарил (а): 55 раз
Поблагодарили: 197 раз
Контактная информация:

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#3 Непрочитанное сообщение iosch »

а вот похоже оригинал
ИзображениеИзображение
Уральская Горнозаводская ст.Н-Тагил
Если ваш поезд разгоняется,не радуйтесь.Возможно вы идете под откос...
Меня зовут Ёжом,а iosch,это я так шифруюсь ;)

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#4 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Продолжу.

Опыт 2.

Попытка сфотографировать вагоны польского формирования в составе поезда Варшава - Москва. Собственно, такая задача возникла по нескольким причинам:

1) хотелось получить более менее полноценную боковую проекцию стенки такого вагона, чтобы оценить правильные пропорции деталей, окон, простенков, дверей. Такую боковую проекцию можно даже положить в основу чертежей. Такие чертежи взять фактически негде... А немногочисленные имеющиеся фотографии вагонов - сняты всегда в три-четверти, а удачных среди них - совсем немного...

2) а вагончик WARS получить хочется. Во-первых, имеется парк старых шихтовских ВАРСов (правда укороченной до 1:100 длины). Во-вторых, задумался об идее, высказанной А.Рубцовым, что ВАРС полноценной длины 1:87 можно попробовать сделать из заксенмоделевского дэбэшного гладкостенного РИЦа.

3) когда-то в 2003 году я ехал в таком вагоне из Москвы в Кельн, и получил кучу впечатлений. Поэтому захотелось снять натурный вагон на память...

Итак, Белорусский вокзал, солнечное утро. За 5 минут до прибытия поезда занимая позицию на перроне, причем не на том перроне, куда будут выходить пассажиры, а на противоположном (чтобы высокая платформа не заслоняла ходовые части вагонов, не шлялись рядом менты, и случайные прохожие не проявляли бдительность к человеку с фотоаппаратом...), и поближе к входной горловине станции. Поезд, вползая на свой путь и замедляя ход, неизбежно проследует мимо меня всеми своими вагонами... А мне останется только в режиме "стробосъемка" держать спусковую кнопку нажатой при прохождении нужных вагонов...

До пути - метров 8. Чтобы вагоны влезли по высоте в кадр, отпускаю зум на максимально широкий угол, и решаю ориентировать будущие кадры вертикально.

Во избежании неприятностей с милицией решаю снимать, не вынимая фотоаппарат из сумки. Невзрачная спортивная сумка висит на плече, молния частично расстегнута, и через амбразуру выставлен только объектив. Выставляю корпус камеры на глазок по горизонтальной и вертикальной осям, и перпендикулярно жд путям. Попутно приходит в голову, что был бы полезен какой-то пузырьковый уровень для ориентации ф/аппарата максимально точнее относительно горизонта, а также зеркальце, откидываемое на 45 градусов от монитора аппарата, для контроля изображения без вынимания из сумки...

Заблаговременно отключаю "бипы" на фотоаппарате, чтобы съемка проходила бесшумно... На камере выставляю максимальную чувствительность матрицы 400 ISO и приоритет малой выдержки... Замечаю, что свет грозит быть сильно контровым (солнце как-раз напротив меня). Но в последний момент солнце ныряет в облачность, и я с облегчением выдыхаю...

Ждем...

Приближается поезд, начинает извиваться в горловине на стрелочных улицах... Издалека вижу, что ожидаемых мной синих WARSов в поезде больше нет... Что делать ? Уходить ? Замечаю в составе пару вагонов непривычной бело-лиловой расцветки, решаю снимать их, - потом будет видно...

ЧС-7 дефилирует мимо меня, помощник машиниста безразлично роняет в мою сторону взгляд, но ему сейчас не до меня... Я с рассеянным видом прикидываюсь ветошью, прикрывая рукой зрачок объектива, торчащего из сумки. И даже стараюсь смотреть в другую сторону... Вот он, мой вагон, сразу за электровозом !

Огонь !...

Аппарат начинает "снимать очередью". После прохода вагона отпускаю кнопку... Сколько там кадров получилось ? Все ли нормально вышло ? Не перекосило ли горизонт ? Теперь поздно сомневаться, - надо доводить дело до конца. Подумал: как хорошо, что камера - мыльница... Если сейчас была бы зеркалка, то хлопание ее зеркала и затвора в "стробо" режиме подняло бы на ноги всю окрестную милицию...

Прошли несколько триколорных РИЦев РЖД с гладкой стенкой. Эти не снимаю, "берегу патроны". Вдруг вижу РИЦ типа Y, с гофрированной стенкой, но в нашем триколоре. Этот снимаю: можно потом сравнить с заксеновской моделью.... Между тем, последний вагон прошел мимо меня, и поезд остановился. Теперь уже догоняю его и делаю вдогонку еще несколько кадров - крупно номер, окно, дверь, и еще несколько элементов. Также пытаюсь снять этот же вагон с другого борта...

В это же утро снимаю еще 2 вагона - в другом поезде Прага - Москва. Вагоны тоже типа Y, с гофрированной стенкой, но в окраске ЧД. Уже потом, на днях, Ярослав Дорошенко написал мне, что эти вагоны скоро исчезнут из обращения, - чехи сейчас активно заменяют эти вагоны на новые... Думаю: хорошо, что снял их...

Теперь несколько слов о результате после сшивания кусков фотографий в одну.
Вагон польской пассажирской компании WARS в новой цветовой схеме.
Вагон польской пассажирской компании WARS в новой цветовой схеме.
Бросается в глаза белая "дырка" в левой части. Поезд шел быстрее, чем строчил "стробо" режим моего фотоаппарата. Увы, про скорострельность я не подумал... Но со следующего кадра вагон уже замедлился, и дальше проблема исчезла.

Места стыков кадриков видны не только по линиям самих стыков. Посмотрите на шпалы - они пересекаются в этих местах под весьма забавным углом.

Я старался выбирать места стыков таким образом, чтобы через них проходило поменьше важных деталей, но чтобы позиционирование частей было возможно хоть по каким-то опорным точкам... Например, стык по букве К в надписи "РКР".

Обратите внимание: при коротких фокусных расстояниях параллельные линии в кадре (например, рельсы, крыша, нижний срез кузова) имеют подушкообразные искажения. Стыковать их можно, но восприятие результата чуть ухудшается: достаточно взглянуть на "изломанность и выгнутость" рельсов или нижней кромки кузова... Именно поэтому всегда при такой съемке желательно ставить максимально длиннофокусный режим объектива, при котором эти геометрические искажения минимальны, а оптические линии - максимально ближе к параллельным...

Мне не удалось удержать камеру перпендикулярно оси пути: ее чуть увело вправо по мере съемки каждого очередного кадра. Из-за этого правая сторона вагона выглядит чуть меньшей высоты, чем левая.

Наклон горизонта исправляется фотошопом легко: все исходные кадры оказались наклоненными на 2-3 градуса вправо, но на результате это не сказалось...

Стыкую следующие вагоны - выложу сюда...

Продолжение следует...

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#5 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Ну вот, с помощью совета LexaS я начал применять коррекцию этой бочкообразной аберрации, или как ее там...
Тот же вагон WARS PKP с другого борта.
Тот же вагон WARS PKP с другого борта.
Этот тот же польский вагон, но я попытался снять его с другого борта, уже с перрона, после высадки пассажиров, когда все вокруг опустело... Задача была еще более трудной, потому что:

1) Поезд больше не двигался, поэтому для стробосъемки пришлось медленно шагать вдоль вагона (со стороны мои прогулки взад-вперед вдоль вагона выглядели наверняка по-идиотски...)

2) На Белорусском вокзале перроны нашпигованы столбами, подпирающими навес. Их отражение в окнах вагона видно на фото. Из-за этого никак не удавалось соблюсти прямолинейную траекторию шагов... Поэтому на фото - не вагон целиком, а только кусочек... Остальные кадры ушли в брак...

3) В самом вагоне торчали польские проводники, - они убирали в купе, собирали белье, и т.п. В том числе бросали косые взгляды и в сторону какого-то типа, настойчиво гуляющего именно напротив их вагона...

4) Из-за малого расстояния до вагона и тесноты перрона зум раскрыт на максимально широкий угол. Поэтому бочкообразные аберрации были очень велики. С помошью фотошопа удалось их ощутимо снизить...

5) Из-за навеса над головой освещение вагона было очень тусклым. Ф/аппарат раскрыл диафрагму до предела. Из-за этого округлая крыша выглядит невнятно, и словно растворяется в молоке в верхней своей части...

Уточняю, что данный фрагмент сшит из 11 (!) кадриков. Границы сшивки можно найти, но они уже менее заметны, чем в предыдущем кадре.... Благодаря новой освоенной функции фотошопа. Спасибо LexaS за совет еще раз.

Собственно, зачем я делаю такие сшивки ? На мой взгляд, они позволяют выйти из положения, когда нужна более-менее плоская прямоугольная проекция, но реальные условия съемки не позволяют снять объект издалека длиннофокусным объективом. Посмотрите еще раз на первую фотографию вагона. Охватить 25-метровый вагон сбоку одним щелчком можно, но при этом,

- если применить широкоугольный объектив, то изображение будет "пузатым", "бочкообразным", - с такой фотографии невозможно непосредственно снимать пропорции и размеры между деталями.

- если применить длиннофокусный объектив, то снимать придется с расстояния 100-200 метров. В городских условиях таких возможностей нет из-за тесноты застройки, а за городом (где, конечно, можно выбрать поле, обеспечивающее нужную дистанцию съемки) поезд быстро движется. С длиннофокусным объективом скорее всего избежать смазывания не удастся...

И в обоих случаях в кадре будет много неба и много земли, что требует применения камеры с большим количеством пикселов для того, чтобы хоть что-то осталось полезного на фото после кадрирования...

Продолжение следует...

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#6 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Опыт 3.

Там же на Белорусском вокзале снял 2 чешских вагона типа Y.

Проблема та же: из-за быстрой скорости поезда на первом кадре не хватило скорострельности фотоаппарата, но потом, после частичного замедления - уже пошло нормально.

Ценно то, что два вагона шли друг за другом, и они сцеплены рабочими тамбурами друг к другу, поэтому на фото виден один с левого борта (коридор), а второй - с правого (со стороны купе).

Кстати, "заксенмодель" вроде выпускала этот чешский артикул один в один...
Вагон типа Y чешского формирования в поезде Прага - Москва (06/05/2008)
Вагон типа Y чешского формирования в поезде Прага - Москва (06/05/2008)
Такой же вагон, но повернутый к фотографу другим бортом...
Такой же вагон, но повернутый к фотографу другим бортом...

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#7 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

А это состыкованное фото этих же вагонов, но с бОльшим разрешением. Некоторых кусков не хватило, но зато можно рассмотреть больше технических надписей...

Изображение

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#8 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

А теперь - внимание ! Найдите отличия от предыдущей фото... 8-)

Изображение

Я для эксперимента "наложил заплатки" вместо отсутствовавших кусков левого вагона. Не хватало трех оконных проемов, и я их взял из левой части вагона (причем пришлось повторить их дважды - поэтому в вагоне аж 3 "одинаково открытых окна" с абсолютно идентичными шторками). На крыше удалил с помощью фотошопа один неуместный воздухозаборник вентиляции, и дорисовал в другом месте недостающий...

Подвагонное оборудование в этом месте, конечно, теперь недостоверно отображено. Но это же эксперимент... Кроме того, пока считаем, что мы решаем другую задачу: построить плоско-параллельную проекцию боковой стенки с более-менее достоверными пропорциями...

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#9 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Теперь еще один - тип Y, окрашенный в российский триколор. Пропущенный камерой кусок снова заделал заплатой, поэтому внизу подвагонное оборудование перечеркнуто в этом месте крест-накрест красными линиями.
Y_RZD_Tricolor_coach_assembled.JPG

Аватара пользователя
И.К.С.
Сообщения: 3881
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 122 раза
Контактная информация:

Re: Об опытах по сшиванию изображений, снятых по частям...

#10 Непрочитанное сообщение И.К.С. »

добавлю свои 3 копейки. с каждым ЦФК от Кэнон в комплекте идет программа PhotoStitch 3.1, которая умеет сшивать панорамы 3 видов: обычные круговые - с одной точки съёмки, плоские - с нескольких точек съёмки, движением камеры паралельно объекту и сканированые части - ну это каждый умеет.
в качестве примера фото тепловоза ТЭ7-096 в музее ст Сеятель, размер 14600х2380, 2Мб:
Изображение
Cклейка из 7 горизонтальных кадров, сделанных с растояния 7-8 м, без зума, дальше отойти не удалось.
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
стоит замеить, что этот тепловоз стоял довольно удачно для съемки, рядом с ним путь был пустой, а вот остальные локомотивы приходилось снимать с 3-4 м, и получались только вертикальные кадры для панорамы. к сожалению они получились не всегда перпендикулярые к объекту. и эта софтина с ними не справилась. впрочем руками в ФШ заморочек не меньше получается.
HOe.N.Z? . . G.Oe.HO! ПолHOля , эNка и кое-что ещё. Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
Изображение
Изображение
Изображение

Ответить

Вернуться в «Руководства»