Схема самодельного модуля разворотной петли .
Схема самодельного модуля разворотной петли .
Предлагаю на ваше рассмотрение вот такую вот схему модуля разворотной петли ( реверсивной секции ) .
Резисторы R1 , R2 - 10-15 Ом , мощность 5 Ватт , как их замена - автомобильные лампочки 12 Вольт 21 Ватт или 21+5 Ватт. Недостаток схемы только в падении напряжения на резисторе порядка 1,5 Вольт . Но в принципе петли стараются делать скрытыми , поэтому считаю этот недостаток не столь важным , да и изменение яркости прожектора при падении напряжения на 1,5 Вольт не сильно заметно ., будем считать что машинист переключился с "ярко" на "тускло" .
Сименс выпускает бистабильные реле еще и такого типа : управляющая катушка одна , при каждом появлении на ней напряжения переводит реле в противоположное состояние . Если есть наш аналог такого реле то резистор и мостик будут нужны только в одном экземпляре .
Я думаю такой модуль будет работать и в аналоге , но нужно будет добавить между мостиком и реле или оптопару или транзистор с питанием .
Момент К.З. в схеме отсутствует совсем . При замыкании локом рельс с противоположной полярностью нагрузкой становится резистор . Ток 1,5-2А в зависимости от номинала резистора . Но это только на доли секунды , до срабатывания реле .
Стоимость деталей для схемы около 150 рублей .
Резисторы R1 , R2 - 10-15 Ом , мощность 5 Ватт , как их замена - автомобильные лампочки 12 Вольт 21 Ватт или 21+5 Ватт. Недостаток схемы только в падении напряжения на резисторе порядка 1,5 Вольт . Но в принципе петли стараются делать скрытыми , поэтому считаю этот недостаток не столь важным , да и изменение яркости прожектора при падении напряжения на 1,5 Вольт не сильно заметно ., будем считать что машинист переключился с "ярко" на "тускло" .
Сименс выпускает бистабильные реле еще и такого типа : управляющая катушка одна , при каждом появлении на ней напряжения переводит реле в противоположное состояние . Если есть наш аналог такого реле то резистор и мостик будут нужны только в одном экземпляре .
Я думаю такой модуль будет работать и в аналоге , но нужно будет добавить между мостиком и реле или оптопару или транзистор с питанием .
Момент К.З. в схеме отсутствует совсем . При замыкании локом рельс с противоположной полярностью нагрузкой становится резистор . Ток 1,5-2А в зависимости от номинала резистора . Но это только на доли секунды , до срабатывания реле .
Стоимость деталей для схемы около 150 рублей .
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 8:54 pm
- Откуда: г.Глазов
- Контактная информация:
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Идея интересная, но не понятно, в каких местах разворотной петли находятся участки 1, 2, 3.
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Участок 2 это непосредственно реверсивная секция , 1 и 3 это участки с постоянной полярностью , соответственно предыдущий и следующий . Или наоборот , смотря откуда ехать .LexaS писал(а):Идея интересная, но не понятно, в каких местах разворотной петли находятся участки 1, 2, 3.
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 8:54 pm
- Откуда: г.Глазов
- Контактная информация:
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Тогда за пределами Вашей схемы секции 1 и 3 соединены друг с другом "крест накрест". При наличии нескольких локов на основной части макета ток на секциях 1 и 3 будет потребляться всегда и схема работать не будет. ИМХО ток надо контролировать именно на секции 2. При появлении тока больше чем потребляет 1 лок надо резко перекидывать полярность на ней. Так же надо решить проблему срабатывания защиты на бустере, например значительно ограничить ток, потребляемый этой секцией. Ну и разрулить конфликты от прохода токопроводящих колпар сразу по обоим стыкам.
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Предполагается что только секции 1 и 3 включены через резисторы , остальной макет напрямую к бустеру .LexaS писал(а):Тогда за пределами Вашей схемы секции 1 и 3 соединены друг с другом "крест накрест". При наличии нескольких локов на основной части макета ток на секциях 1 и 3 будет потребляться всегда и схема работать не будет.
И даже если по участками 1 и 3 будут ездить еще какие-то локи ток потребляться -то будет , но падение напряжения на резисторе будет всего 1-1,5 Вольт , чего недостаточно для переключения РПС . При замыкании локом разнополярных рельс на входе на реверсивную секцию получаем напряжение на резисторе = напряжению ДСС всего макета , и выпрямленное переключает РПС , которое переключает полярность на реверсивной секции на ту же что и на рельсах с той стороны , с которой заходит лок . На выходе с реверсивной секции происходит то же самое
Это сделать тоже можно , но только с таким бистабильным реле , про которое я писал в 1 сообщении , то есть с одной управляющей катушкой , или с применением микросхемы .LexaS писал(а): ИМХО ток надо контролировать именно на секции 2. При появлении тока больше чем потребляет 1 лок надо резко перекидывать полярность на ней.
Срабатывание будет в пределах 0,1 сек , я думаю защита на бустере не успеет отработать . К примеру на моей цифре даже при К.З. защита срабатывает чере 0,4-0,5 сек . К тому же сильно срезать ток на рев.секции нельзя , иначе при замыкании разнополярных рельс может на резисторе оказаться напряжение меньше , чем необходимо для срабатывания РПС .LexaS писал(а): Так же надо решить проблему срабатывания защиты на бустере, например значительно ограничить ток, потребляемый этой секцией.
А вот это актуально даже для заводских модулей разворотной петли , и их можно загнать в ступор , если заедет пасс. состав с токосъемными телегами длиннее длины реверсивной секции . Итого : если пасс. состав с токосъемами рев.секция однозначно должна быть длиннее самого длинного состава . Если же на макете все составы без токосъемов тогда рев.секция по длине самого длинного лока или сплотки . Чтобы не было ложных срабатываний при прохождении металлическими колпарами , возле изостыков или наклеиваем на рельс 1-2 мм изоленты или закрашиваем 1-2 мм лаком .LexaS писал(а): Ну и разрулить конфликты от прохода токопроводящих колпар сразу по обоим стыкам.
И еще , весь этот бутерброд на любом из участков может мониториться токовыми датчиками или раздельно или совместно .
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 8:54 pm
- Откуда: г.Глазов
- Контактная информация:
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Ага, значит секции 1 и 3 тоже отделены от остального макета. Понятно.mechanic писал(а): Предполагается что только секции 1 и 3 включены через резисторы , остальной макет напрямую к бустеру.
Тогда каждую из 3-х секций надо делать длиннее самого длинного состава. На небольшом макете могут быть большие проблемы... если пасс. состав с токосъемами рев.секция однозначно должна быть длиннее самого длинного состава.
Проблема остается при использовании токосъемных тележек 4-хосных вагонов. А некоторые любители электричек вообще соединяют параллельно все колпары! Вообще, схема получается не такой универсальной, как заводские конструкции с контролем тока на единственно изолированном участке. Например, невозможно запитать ферму поворотного круга.Чтобы не было ложных срабатываний при прохождении металлическими колпарами , возле изостыков или наклеиваем на рельс 1-2 мм изоленты или закрашиваем 1-2 мм лаком .
Вообще мне близка Ваша идея разработать понятную в понимании и простую в сборке схему. Не все же мы профессионалы-электронщики. Попробуйте, спаяйте, если напряжения для РПСки не хватит, можно применить Омроновские реле на 5 вольт (да, немного дороже).
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Совсем не так . Участки 1 и 3 могут быть по 60 см ( на два лока ) . Они сигнальные ( ну грубо говоря токовые датчики для срабатывания РПС ) , посмотрите внимательно схему .LexaS писал(а):
... если пасс. состав с токосъемами рев.секция однозначно должна быть длиннее самого длинного состава. Тогда каждую из 3-х секций надо делать длиннее самого длинного состава. На небольшом макете могут быть большие проблемы .
Схема при работе получается такой же универсальной как и заводские схемы с электроникой , в том числе и для фермы поворотного круга .LexaS писал(а): Проблема остается при использовании токосъемных тележек 4-хосных вагонов. А некоторые любители электричек вообще соединяют параллельно все колпары! Вообще, схема получается не такой универсальной, как заводские конструкции с контролем тока на единственно изолированном участке. Например, невозможно запитать ферму поворотного круга.
А насчет 4-осных токосъемных тележек , то требование абсолютно то же что и для заводских модулей - длина рев . секции длиннее длины поезда с токосъемами .
Чуть позже выложу схему , при которой сама рев.секция является и сигнальной для переключения реле .
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: Вт окт 04, 2011 11:43 am
- Откуда: Алтайский край
- Контактная информация:
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Может эта инфа поможет по этой теме, вот ссылка:
http://www.energodetal.ru/igrushki-veka ... lirovanie/
http://www.energodetal.ru/igrushki-veka ... lirovanie/
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 8:54 pm
- Откуда: г.Глазов
- Контактная информация:
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Полностью согласен, наутро со свежей головой посмотрел схему, разобрался. Кстати гипотетическая проблема элекрички с токосъемом со всех колпар остается, участки 1 и 3 должны быть длиннее ее (а лучше вообще так ПС не запитывать).mechanic писал(а):Совсем не так . Участки 1 и 3 могут быть по 60 см ( на два лока ) . Они сигнальные ( ну грубо говоря токовые датчики для срабатывания РПС ) , посмотрите внимательно схему .
В этой схеме теоретически я вижу еще одно узкое место. При появлении простоянного КЗ на участке 1 или 3 в случае действительно нештатной ситуации (напр.лок сошел с рельс или металлический вагон упал) через резистор долговременно пойдет большой ток, скорее всего защита на бустере не отработает и, соответственно на обмотку реле долговременно будет подаваться макс.напряжение. Это надо предусмотреть, например выбрать реле с высоким сопротивлением обмоток или ограничить напряжение стабилитроном.
Re: Схема самодельного модуля разворотной петли .
Согласен , схема предлагается действительно не для сплошного токосъема . У себя участки 1и 3 буду делать 600 мм ( как раз на два лока ) . Хотя если продумывать электронику макета изначально , то в большинстве случаев найдется возможность сделать длинными участки 1 и 3 .LexaS писал(а):Полностью согласен, наутро со свежей головой посмотрел схему, разобрался. Кстати гипотетическая проблема элекрички с токосъемом со всех колпар остается, участки 1 и 3 должны быть длиннее ее (а лучше вообще так ПС не запитывать).
Реле РПС способно работать с постоянно включенными обмотками в длительном режиме . Стабилитрон действительно не помешает , если ДСС выдает 16-20 Вольт . Моя цифра выдает 13,8 Вольта , для меня стабилитрон не актуально .LexaS писал(а): В этой схеме теоретически я вижу еще одно узкое место. При появлении постоянного КЗ на участке 1 или 3 в случае действительно нештатной ситуации (напр.лок сошел с рельс или металлический вагон упал) через резистор долговременно пойдет большой ток, скорее всего защита на бустере не отработает и, соответственно на обмотку реле долговременно будет подаваться макс.напряжение. Это надо предусмотреть, например выбрать реле с высоким сопротивлением обмоток или ограничить напряжение стабилитроном.
Если найду схему простого и надежного ( без дребезга ) триггера , можно будет сделать схему без участков 1 и 3 , а через резистор будет запитана сама рев.секция . Собственно рев.секция сама себя будет и мониторить и переключать .