Ох люблю я старые топики подымать,спасу нет
![Very Happy :D](./images/smilies/icon_e_biggrin.gif)
Аж руки чешутся.
Для «Клуба любителей моделей железнодорожного транспорта».
В Нижнем Тагиле в настоящее время находиться три модели первого русского паровоза Черепановых:
1). Одна модель, а вернее, макет, находится на постаменте, на усадьбе музея «Дом Черепановых». Как помните, недавно его покрасили. Этот паровоз действительно первый, созданный Черепановыми в 1834 году. Макет был сделан в масштабе 1:1 на Уралвагонзаводе (УВЗ) в 2004 году (к 170-летнему юбилею паровоза и открытию музея «Дом Черепановых».
2). Вторая модель, а вернее, макет, находится в экспозиции Историко-краеведческого музея Нижнего Тагила. Он наиболее точно повторяет первый Черепановский паровоз, вот только сделан в масштабе 1:2, зато на основе чертежа 1834 года, на Свердловском опытном заводе МПС в 1992 году.
3).Третий макет паровоза, а вернее уже, модель, сделана опять-таки на УВЗ (боюсь ошибиться) тоже в 2004 году для промышленной выставки «Магистраль», проходившей на полигоне Старатель, под Нижним Тагилом. Есть сведения, что на этом паровозе катали губернатора Свердловской области Э.Росселя и тагильского мэра Н.Диденко. Вот только двигатель был не паровой, а автомобильный. Дым из трубы хоть и валил, но бутафорский – от петарды. Устроители этого шоу не особо заботились об исторической достоверности внешнего вида первого русского паровоза, а потому он и не представляет интереса.
Что же касается макета паровоза, который украшает центральный вход Историко-краеведческого музея в Н.Тагиле, то, если придерживаться исторической правды, это второй паровоз Черепановых, созданный тагильскими изобретателями в 1835 году. Как не удивительно, но Черепановы построили целых три паровоза (а если учитывать паровоз 1833-1834 годов, который взорвался при испытаниях, то и все четыре паровоза). Этот макет, у входа в музей, был выполнен по чертежу-реконструкции петербургского инженера Р.Р.Тонкова, опубликованному в 1902 году в «Горном журнале». Его масштаб 1:1.
Паровозы Черепановых, которые я видел на фотографиях и наяву, в Екатеринбурге, в Новосибирске, в Петербурге, в Москве (в Политехническом музее), по большому счёту являются макетами (моделями) второго, а не первого (!) паровоза Черепановых. Из них самым подлинным и, не побоюсь сказать, истинно черепановским (но вторым) паровозом является модель, которая экспонируется в настоящее время в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Дело в том, что эта модель была сделана в 1839 году Ефимом и Мироном Черепановыми специально для промышленной выставки, которая проходила в том же году в Российской столице. Замечу, что Черепановы построили модель своего второго паровоза в масштабе 1:2. По каким-то причинам эта модель на выставку так и не попала, и поэтому долгое время экспонировалась в Горнозаводском музеуме Нижне-Тагильских и Луньевских заводов вплоть до начала ХХ века. Только после закрытия музеума модель паровоза попала в Петербург, где до сих пор и хранится. Этот паровоз можно считать третьим, созданным, непосредственно, отцом и сыном Черепановыми. Что же касается первых двух паровозов, здесь попробую прояснить ситуацию для всех моделистов и, вообще, неравнодушных к Ж/Д транспорту.
В 1834 году Е.А. и М.Е.Черепановы заканчивают работу над своим первым паровозом. Анонимный автор заметки в «Горном журнале» (в 1834 г.) (возможно им является инженер Ф.И.Швецов) писал:
«Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит по обе стороны по нарочно приготовленным по длине 400 сажен колёсопроводам и возит более 200 пудов тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час».
Чертёж, а вернее «эскиз», первого русского паровоза 1834 г.был обнаружен сравнительно недавно сотрудниками тагильского музея в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) в 1982 году. Автор этого чертежа-эскиза – Аммос Черепанов – родной племянник Ефима Черепанова, о чём свидетельствует оставленная им надпись под чертежом:
«С натуры снималъ и чертилъ Аммосъ Черепановъ».
Поскольку, до обнаружения этого уникального чертежа всем был хорошо известен чертёж-реконструкция 1902 г. инженера Р.Тонкова с изображением паровоза Черепановых, то его и принято было считать первым русским паровозом. Когда же в 1982 году обнаружили действительно первый паровоз Черепановых, началась путаница. «Почему первый паровоз на разных картинках выглядит по-разному?» - недоумевали многие. Причина этой путаницы от незнания исторических фактов.
Вот главные внешние (и некоторые технические) различия, по которым можно легко отличить первый паровоз Черепановых от второго:
Первый паровоз.
Год выпуска: 1834;
Источник: Эскиз-чертёж А.Черепанова,1834г;
Колёса: Диаметр задних колёс больше передних;
Реборда: на задних и передних колёсах находится снаружи (!);
Труба: вверху украшена короной (подобно паровозу Стефенсона «Ракета»);
Тормозная площадка: имеет закруглённое решетчатое ограждение;
Грузоподъёмность: 200 пудов;
Скорость: 12-15 вёрст в час.
Второй паровоз.
Год выпуска: 1835;
Источник: Чертёж-реконструкция Р.Р.Тонкова, 1902 г;
Колёса: Диаметр задних и передних колёс одинаковый;
Реборда: на всех колёсах находится изнутри (!);
Труба: вверху заканчивается раструбом;
Тормозная площадка: имеет прямоугольное решетчатое ограждение;
Грузоподъёмность: 1000 пудов;
Скорость: 15-16 вёрст в час.
Буду рад, если мои объяснения хоть немного прояснили ситуацию с Черепановскими первыми паровозами.
А тем, кто всерьёз заинтересовался этой темой, хочу порекомендовать книгу В.С.Виргинского «Черепановы», Москва, Наука; 1986г.(или Свердловск, 1987 г.). Книга написана живым и доступным языком в научно-популярной форме для широкого круга читателей.
С наилучшими пожеланиями ко всем любителям истории железнодорожного транспорта.
Е.М.Ставцев, заведующий музеем «Дом Черепановых».
Нижний Тагил
Модель паровоза 1839года
Паровоз в музее Н-Тагила.
Паровоз в политехническом музее
паровоз у музея в Н-Тагиле
Чертеж Тонкова
чертеж Тонкова(анфас)