Паровоз 1-4-2 серии ИС (ФДп)

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3406
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 290 раз
Контактная информация:

Re: ИС20 1-4-2

#111 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Непростая судьба локомотива ИС - http://www.magistral-uz.com.ua/articles ... va-is.html
Александр Задко

«Ретро-клуб» газеты «Магістраль» побывал в депо Киев-Пассажирский, где уже более тридцати лет возвышается на постаменте уникальный памятник-паровоз. Его можно увидеть и из окна поезда, и с площади Петра Кривоноса. Мало кто знает, что этот гигант — единственный в мире сохранившийся паровоз серии «Иосиф Сталин». Всех до одного его собратьев утилизировали в 60-х годах минувшего столетия.

В нынешнем году исполнилось 60 лет с того времени, как на столичную стальную магистраль пришел человек, благодаря которому этот локомотив сохранен для потомков. Это легендарный железнодорожник — Герой Социалистического Труда, стахановец и передовик Петр Кривонос. Не испугавшись перемены политических веяний в стране, он лично поучаствовал в сохранении этого паровоза. Ведь в 1962 г. все машины серии ИС были переименованы в «Феликс Дзержинский пассажирский» (сокращенно «ФДп»). Не минула эта участь и данный экземпляр. Но вскоре даже переименованные паровозы, носившие имя вождя советского народа, отправили на лом. Поэтому сегодня паровоз-памятник в Киеве — единственный сохранившийся из 655 машин этой серии, выпущенных в Советском Союзе. Лишь спустя двадцать лет, уже после смерти Петра Федоровича Кривоноса, его преемник Б.Олейник позаботился о том, чтобы машину установили на постаменте.
далее:
[Оффтопик]
Сила детского восторга

Это был 1982 г. Смерть Брежнева, 1500-летие Киева… Еще совсем юным школьником вместе с приятелем я выбрался погулять по Киевскому вокзалу. Здесь мы случайно узнали о том, что в локомотивном депо Киев-Пассажирский только что установили памятник, и решили посмотреть на него своими глазами. До чего же нас, мальчишек, поразило увиденное! Яркая краска тендера паровоза травяного зеленого цвета, а с ней контрастирующая оранжевая окантовка надписей на будке и тендере… Паровоз взбудоражил наше детское воображение своей мощью, органичностью, красотой. Эффект усиливался еще тем, что он был высоко приподнят над землей на специальной металлической ферме. Казалось, он просто парит в небе.

Я стал интересоваться историей создания этой машины и, правду сказать, продолжаю до сих пор. Тридцать лет по крупице собираю сведения в отечественных и зарубежных источниках. В исторической серии журнала «Техника — молодежи» за 1974 г. подробно рассказано об основных сериях паровозов, которые на то время эксплуатировались в СССР. Выяснилось, что такие машины работали на Юго-Западной железной дороге вплоть до начала периода ее электрификации. Первые ИС поступили сюда в 1936 г., когда продолжалась реконструкция главного хода Киев—Жмеринка—Одесса. Ходили они и на Нежин, а далее — в направлении Москвы.

«Черноморы» на колесах

Во время Великой Отечественной войны все до единой машины ИС, числившиеся в приписном парке ЮЗЖД, были эвакуированы в тыл. В пылу эвакуации с паровозами этой серии произошла любопытная история. Дело было в Одессе. Около 60 машин ИС там загрузили в сухой док и затопили, дабы они не достались врагу. В 1944 г., после освобождения города, советские войска извлекли эти машины из воды. В Одесских главных мастерских паровозы капитально отремонтировали и пустили в эксплуатацию. Они отработали еще пару десятилетий, но железнодорожники называли их уже «черноморами». В котлах некоторых паровозов во время ремонтных работ обнаруживали и рачков, и крабов, с тендеров снимали медуз.

После войны ИС обслуживали направления Москва—Крым и Москва—Кавказ. Некоторые машины работали на Транссибирской магистрали вплоть до Новосибирска. Эти паровозы в те времена очень ценили. В силу того что эта серия была названа именем вождя СССР, работать на них разрешалось только коммунистам или активным комсомольцам. Беспартийных на эти машины и близко не допускали. Все паровозы содержались в отличном состоянии. После каждой поездки скрупулезно протирали котел, цилиндры, будку, тендер. Все машины блестели. Ни на одной старой фотографии вы не встретите чумазый ИС, за исключением разве тех, что во время войны попали в руки немцев. Фашисты с удовольствием фотографировались с пулеметами на смотровых трапах этого паровоза и отправляли фотографии своим родственникам, хвастая столь впечатляющим трофеем.

Парижских улиц вековая пыль…

Его первенство было признано еще до войны, в 1937 г., когда Советский Союз принял участие во Всемирной выставке техники в Париже. Два паровоза — «Феликс Дзержинский» и «Иосиф Сталин» — были морем переправлены в Гавр, а затем по Сене доставлены в Париж, подняты кранами и транспортированы на выставочную экспозицию прямо по живописным парижским бульварам — по временно возведенным специально для этого стальным путям широкой колеи. На тот момент паровоз ИС до появления немецкой серии «05» являлся мощнейшим паровозом в Европе. Его мощность равнялась 2,5 тыс. лошадиных сил. Он был способен вести состав из 15 тяжелых грузовых вагонов со скоростью до 120 км/ч.

В том же году в Англии был построен более скоростной паровоз «Маллет» с открытым аэродинамическим капотом. Сталин вызвал к себе наркома путей сообщения Кагановича и дал задачу построить такой же. Тот собрал лучших конструкторов и обязал в кратчайшие сроки разработать проект скоростного локомотива. В результате было выпущено три опытных машины разных конструкций. Одна из них —ИС 20-16 — особенно походила на английский прототип (тот же ИС, но с открытым капотом). Таким образом, удалось в какой-то степени удовлетворить амбиции вождя, но достигнуть скорости, развитой конкурентами, пока не получалось.

Закрома Черниговского депо

Судьба киевского локомотива-памятника ИС уникальна. Он сохранился после рабочей поездки П. Кривоноса в Чернигов, где руководитель ЮЗЖД случайно узнал, что к местному депо приписан паровоз «Иосиф Сталин». Было дано указание сохранить эту машину, законсервировав ее.

Из недавнего интервью сына Петра Федоровича, Вадима Кривоноса, газете «Магістраль» известно, что выдающийся железнодорожник был очень благодарен Сталину за личное участие в его судьбе. Он был предан его памяти даже тогда, когда все кругом проклинали его имя. Очень возможно, что сохранение этого паровоза было данью памяти начальника ЮЗЖД бывшему руководителю СССР.

Тем же периодом времени, когда была совершена рабочая поездка П. Кривоноса в Чернигов, датируются и уникальные фотоснимки паровоза ИС. Автор самой удачной фотографии — австрийский любитель истории железных дорог, опубликовавший ее на своей родине после полулегального путешествия по Союзу.

Сначала черниговский ИС перевезли в депо Бахмач, а к 1982 г. доставили в локомотивное депо станции Киев-Пассажирский. Тут его подготовили к установке на постамент: окрасили краской того времени, когда он был в эксплуатации, учли и еще одну историческую деталь — на всех паровозах этой серии были накладные буквы и номера, а не писаные, как на других машинах. Эти символы изготовили из металла и надраили хромом. Изготовили и накладные гербы. Впрочем, слова «Иосиф Сталин», что помещались чуть ниже прожектора паровоза, все-таки заменили надписью «СССР».

Существует гипотеза, согласно которой в локомотивном депо Брянск-2 замурован в бетонный куб еще один паровоз этой же серии. Из куба действительно торчит бегунок и фронтонный лист похожей машины. Однако документальных доказательств того, что под глыбой бетона находится остальная часть паровоза, нет. Попытки сканировать бетонный саркофаг не увенчались успехом.
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Олег С.
Сообщения: 233
Зарегистрирован: Чт апр 19, 2012 9:02 am
Откуда: Ukraine, Kazatin
Поблагодарили: 2 раза

Re: ИС20 1-4-2

#112 Непрочитанное сообщение Олег С. »

:)
Вложения
166719_original.jpg

AlexK

Re: ИС20 1-4-2

#113 Непрочитанное сообщение AlexK »

Manchteyn-tm писал(а):В том же году в Англии был построен более скоростной паровоз «Маллет» с открытым аэродинамическим капотом.
Вероятно, имеется в виду A4 Mallard Найджела Гресли. Паровозы системы Маллета - двухмашинные, с последовательным расположением машин.

Аватара пользователя
Иван Андреев
Сообщения: 4239
Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 641 раз

Re: ИС20 1-4-2

#114 Непрочитанное сообщение Иван Андреев »

Ну, дык журналяди ведь писали, им что Маллард, что маллет все одно!!!

А то, что в 1937 году ИС был самым мощным паровозом в Европе как Вам нравится7

Аватара пользователя
Крок
Сообщения: 2853
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2012 3:11 pm
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 260 раз

Re: ИС20 1-4-2

#115 Непрочитанное сообщение Крок »

AlexK писал(а):Паровозы системы Маллета - двухмашинные, с последовательным расположением машин.
А точнее: с двумя экипажами с собственными паровыми машинами в разных рамах, один из которых являлся поворотным на шарнире относительно другого.
Иван Андреев писал(а):Ну, дык журналяди ведь писали, им что Маллард, что маллет все одно!!!

А то, что в 1937 году ИС был самым мощным паровозом в Европе как Вам нравится7
Нам нравится. А вам?

Аватара пользователя
Крок
Сообщения: 2853
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2012 3:11 pm
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 260 раз

Re: ИС20 1-4-2

#116 Непрочитанное сообщение Крок »

AlexK писал(а):Паровозы системы Маллета - двухмашинные, с последовательным расположением машин.
А точнее: с двумя экипажами с собственными паровыми машинами в разных рамах, один из которых являлся поворотным на шарнире относительно другого.
Иван Андреев писал(а):А то, что в 1937 году ИС был самым мощным паровозом в Европе как Вам нравится7
Нам нравится. А вам? Если речь идет о пассажирской машине - то это сущая правда.
Последний раз редактировалось Крок Пт окт 11, 2013 9:05 am, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
И.К.С.
Сообщения: 3888
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 127 раз
Контактная информация:

Re: ИС20 1-4-2

#117 Непрочитанное сообщение И.К.С. »

Иван Андреев писал(а):в 1937 году ИС был самым мощным паровозом в Европе
до 3200 ЛС, почему именно в 37? паровоз АА в это время еще существовал - 3700ЛС :D
HOe.N.Z? . . G.Oe.HO! ПолHOля , эNка и кое-что ещё. Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
Изображение
Изображение
Изображение

Р.М.
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 377 раз
Контактная информация:

Re: ИС20 1-4-2

#118 Непрочитанное сообщение Р.М. »

А при чём здесь АА, и другие грузовые машины? (Шёпотом) ключевое слово здесь - "пассажирский".

Аватара пользователя
Lomm
Сообщения: 1730
Зарегистрирован: Ср ноя 24, 2010 1:44 pm
Имя: Андрей
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 662 раза
Поблагодарили: 107 раз

Re: ИС20 1-4-2

#119 Непрочитанное сообщение Lomm »

[Оффтопик]
[quote="Всеукраїнська транспортна газета "Магiстраль""]скоростной паровоз «Маллет» [/quote]
Да,такое писКануть - этому еще поучиться надо..... Хреновый бы скоростник получился бы.
Крок писал(а):Нам нравится. А вам?
Нам тажА нравиться,токма толку-то,"каждому своё"(с)
шмырштю писал(а):...паровоз АА в это время еще существовал - 3700ЛС :D
Константин,тож "грузовик",а речь о пассажирЕ... Да и не одна "ПарЫжская выставка" не вывезла бы такого богатыря.... Коли на то пошло,то у Американосов помоШнее были,1916г. - локомотив Triplex 2-8-8-8-4 железной дороги Virginian,не хилая машинка была!
пока ваял меСадж,Роман оперидил :lol:
Последний раз редактировалось Lomm Пт мар 31, 2017 8:55 am, всего редактировалось 1 раз.
С уважением,Андрей Р.
Изображение

Р.М.
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 377 раз
Контактная информация:

Re: ИС20 1-4-2

#120 Непрочитанное сообщение Р.М. »

[Оффтопик]
Lomm писал(а): Коли на то пошло,то у Американосов помоШнее были,1916г. - локомотив Triplex 2-8-8-8-4 железной дороги Virginian,не хилая машинка была!
Не считается. При внешней свой внушительности это были узкоспециальные машины. Они были предназначены для подталкивания грузовых поездов на затяжном подъёме. И всё. Т.е. они не предназначались для длительной поездной работы. На это у них не был рассчитан котёл и соответственно им бы постоянно не хватало пара. (Там речь шла о том, чтобы ему хватало пара на 12км подъём, где толкачами работали сразу 3 паровоза). Да и избыточная (хоть и кратковременная) сила тяги просто бы рвала стяжки или вагоны.

Ответить

Вернуться в «Паровозы»