Скажу, - не поверите!..
Наш коллега Railmodell ещё называет это "упоротостью"
Это происки пришельцев с Альфы Центавра.
Это их масонская ложа придумала тепловое расширение металлов.
И многие века человечество с планеты Земля мучается инженерными решениями, что бы эту инопланетную пакость как-то скомпенсировать.
При работе паровоза в дымовой коробке создаётся разрежение: с помощью сифона на стоянке и с помощью выхлопного конуса в режиме тяги. Из топки (особенно во время работы на больших форсировках котла) за счёт большой скорости потока, - увлекается мелочь. Сгоревшая, не сгоревшая... Крупнее и совсем пыль...
Пролетая через жаровые и дымогарные трубы, эта мелочь частично теряет энергию и скорость. В том числе, в зависимости от массы, формы, через какую трубу пролетело... и тэдэ.
При вылетании в дымовую коробку, - оседает в разных местах. Соответственно и отдаёт тепло стенкам и дверце коробки по-разному (в том числе в следствие накопившегося слоя и остывании нижних слоёв, прилегающих к стенке дымовой коробки/дверце, точнее к её внутреннему дополнительному щитку). Плюс к этому разные места дымовой коробки имеют разную температуру из-за различий в условиях обтекания отработавшим паром, из-за скорости поезда, из-за обдувания ветром, температуры наружного воздуха, дождя........
Всё это вызывает неодинаковую температуру по контуру прилегания дверцы дымовой коробки. Если бы не было никаких прижимов по контуру, то в силу коробления дверцы (неравномерное термическое расширение), мы бы имели ряд негативных факторов из-за потери герметичности, прямо влияющих на тягу в топке.
Собственно и имели раньше...
И придумали эти закидки, ...
...а позже - даже уменьшили размер дверцы дымовой коробки. Именно из-за температурного коробления.
Таким образом, запорная планка дверцы дымовой коробки служит для обеспечения надёжного закрытия дверцы; а зажимы по контуру - для дополнительной герметизации этой дверцы.
Фронтонный лист и так герметичен, поскольку притягивается болтами по контуру на асбестовый жгут. И открывается только при крупных видах ремонта, если нужно вынуть элементы пароперегревателя, коллектор, и другие крупные узлы (петикот, искрогасительные сетки, конус...)