dednichipor писал(а): ↑Вс ноя 12, 2023 12:45 pm
Коллеги,, жёлтым цветом я обозначил отсутствующие воздушные резервуары на паровозе ЗИ. Их переставили в другое место или можно обойтись без них?
Уточню - данные резервуары отсутствуют только на паровозе ЗИ-031, тогда как на фотографии другого мариупольского паровоза ЗИ-030 эти резервуары имеются в наличии. На мариупольском заводе восстанавливали трофейные паровозы, которые оказались под рукой в то время. Поскольку даже прусские G8.1 могли отличаться между собой по установленному оборудованию в завимимости от завода изготовителя, года выпуска и места эксплуатации, можно предположить, что на заводе могли оказаться трофейные паровозы разных модификаций и разного технического состояния.
На мой взгляд, для конверсии лучше подходит паровоз ЗИ-030, так как имеет комплектацию, близкую к стандартной немецкой, и требует меньше переделок. Нужно будет только удалить водоподогреватель с насосом с левой стороны локомотива, так как ни на одном фото трофейных паровозов я его не встречал. Хотя многие моделисты его оставляют и не заморачиваются.
Если же стоит задача смоделировать именно ЗИ-031, то нужно понимать, что по одной имеющейся нечеткой фотографии сделать это можно, в любом случае, лишь приблизительно и придется принять некоторые допущения.
Что касается назначения резервуаров с правой стороны паровоза, то один из них должен быть воздушным резервуаром тормозной системы. Предполагаю, это резервуар под будкой паровоза.
Поскольку на ЗИ-031 паровоздушный насос имеется, то должен быть и резервуар. Вопрос - где он находится. Так как на штатном месте его нет, можно предположить, что штатный резервуар был поврежден и, поскольку оригинальные запчасти достать было нельзя, его могли заменить на какой-либо аналог. Расположить его могли как с левой стороны паровоза, так и в каком-либо другом месте.
Если расположить резервуар с левой стороны, то он должен быть длинным и небольшого диаметра (как на паровозах Еа или пиковской модели G7.1), чтобы не сильно мешать проходу по площадке. Но такие резервуары в массовом порядке стали делать после войны и вряд ли они могли оказаться среди запчастей в освобожденном Мариуполе.
На довоенных и дореволюционных отечественных массовых паровозах резервуары были короткие и пузатые - на Ов и Щ располагались над котлом. Думаю, как раз такие резервуары от списанных дореволюционных паровозов и могли быть в наличии на заводе Ильича. Ставить его удобнее недалеко от паровоздушного насоса и так как сверху на котле нет места, да и на фото он не наблюдается, скорее всего поставили на площадке возле котла. Меньше всего мешаться он будет, если поставить его возле будки с правой стороны.
На фото там сидит мужичек в довольно странной позе. Ноги свесил за перила, а левой рукой слегка облокотился на поручень, закрепленный вдоль котла. При таком положении его пятая точка оказывается между котлом и перилами и если бы она висела в пустоте, мужичек врядли смог бы находиться в таком положении. А вот если допустить, что мужичек сидит на воздушном резервуаре, поза его выглядит вполне естественной и удобной. На фото резервуар не виден из-за плохого качества фотографии - в тени детали теряются, но те детали которые можно рассмотреть, не искючают возможности наличия в этом месте широкого и короткого воздушного резервуара, расположенного вертикально.
Какую модель делать и какие допущения принимать - каждый моделист решает самостоятельно. Можно и вообще на модели резервуар не показывать, ограничившись паровоздушным насосом. Подразумевая, что резервуар есть, но поскольку о его расположении достоверно не известно, на модели его можно условно не показывать.