Журнал "Огонёк", № 31, август 1953 г.
2 августа — Всесоюзный день железнодорожника.
Первый рейс.
![1.jpg (159.36 КБ) 3499 просмотров Паровоз "2-4-2" ведет поезд на Сочи.<br />Фото И.Тункеля.](./download/file.php?id=65258&t=1)
- Паровоз "2-4-2" ведет поезд на Сочи.
Фото И.Тункеля.
Отроду этому локомотиву нет и трех месяцев. Медленно подходит он к железнодорожной платформе с вереницей таких же нарядных, поблескивающих светлозеленой краской пассажирских вагонов.
Инженер-лейтенант Сергей Васильевич Мартышев за три десятка лет, которые прослужил на железной дороге, исколесил около двух миллионов километров.
Сегодня он ведет паровоз «2-4-2», который впервые уходит в дальний путь.
Массивный паровоз всем своим обликом заставляет верить в огромные возможности, заложенные в его могучем организме, Мягкие линии, обтекаемые формы — он весь кажется устремленным вперед.
Любуясь этим детищем большого коллектива Коломенского паровозостроитель-ного завода, главный инженер Московско-Курского депо В. А. Кругликов говорит:
— Посмотрите, каков краcaвец!
«2-4-2»... Это значит, что у паровоза четыре движущие оси и по две поддерживающих — спереди и сзади. По мощности он равен своему предшественнику — пассажирскому паровозу серии «ИС». Но нагрузка на сцепные оси у него меньше, и это дает значительные преимущества.
Группа конструкторов во главе с лауреатом Сталинской премии Л. С. Лебединским, создавая машину, использовала последние достижения отечественной техники. На сцепных, поддерживающих и тендерных осях установлены роликовые подшипники. Они уменьшают трение, с ними меньше хлопот. Новая букса не загорится, ее не надо осматривать на каждой станции. А какая экономия смазки! Заправил раз — и хватит на несколько тысяч километров.
Паровоз оборудован перегревателем, который доводит температуру перегрева пара до 450 градусов. Это способствует сбережению топлива. Вода, поступающая из тендера, подогревается отработанным паром, что также дает немалую выгоду.
— Что касается скорости,— говорит нам инженер В. А. Кругликов,— то локомотив может развивать до 125 километров в час. Такую машину давно ждали на наших дорогах.
День железнодорожника в нынешнем году отмечен крупным событием — поезда водит новый мощный паровоз.
...Послышался свисток главного кондуктора, и поезд Москва-Сочи отправился в путь. Локомотив так плавно тронулся с места, что мы даже не заметили этого. Набирая скорость, паровоз миновал последние станционные строения.
Состав мчался вдоль густозеленой стены леса. Специальные приборы давали знать о температуре нагрева букс.
Помощник машиниста открыл шуровочные дверки и заглянул в топку. Отсвет яркого пламени заиграл на его лице. Затем он взялся за рукоятку и ритмичными движениями рычагов направил работу колосников. На старых паровозах их очищали от шлака вручную кочегар и помощник машиниста. Теперь за двоих работает сжатый воздух.
Трудно представить себе кочегара без лопаты. На новой машине ею почти не пользуются. По трубопроводу уголь из тендера попадает в топку. Нажмешь кнопку — автоматически закрываются дверки. Смазка подшипников и других деталей производится автоматически.
— Сидишь в такой кабине. как в купе, и не замечаешь, что восемь часов проработал,— говорит Сергей Васильевич.— Ни шума, ни тряски, воздух чистый. Машина идет мягко, как на шинах. В управлении проста, послушна. установлено паровое отопление. Даже в лютые морозы будет тепло...
Наш разговор прерывает короткий и резкий свисток, Это дает знать о себе автостоп. Он включается за 100 метров до входного светофора. Если машинист не обратит внимания на сигнал, поезд автоматически остановится.
На каждой станции локомотив приветствовали ребятишки, пассажиры встречных поездов и даже стрелочники, видавшие на своем веку немало мощных и быстрых паровозов.
...Поезд ускорял свой бег, увозя на юг пассажиров, которых ждали впереди солнце, море и отдых.
Б.Михайлов,
Б.Лещинский