Паровоз H2-293 был построен в 1900 году американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works. В 1913 году он был приобретен Управлением Финляндских железных дорог, машинистом являлся Г. Э. Ялава.
9 августа 1917 года машинист паровоза H2-293 Г. Ялава, следовавший с поездом № 71, на ст. Удельная взял под видом кочегара в паровозную будку В. И. Ленина, скрывавшегося от Временного правительства. Миновав пограничный контроль на ст. Белоостров, Ленин покинул паровоз на ст. Териоки (ныне ст. Зеленогорск).
7 октября 1917 года на этом же паровозе при содействии Ялавы Ленин вернулся из Финляндии в Петроград.
В начале 1918 года машинистом паровоза стал Николай Рыбкин, в апреле 1918 года маневровый паровоз врезался в бок 293-го, в аварии разбило левую паровую машину, слетела труба и песочница.
В марте 1920 года паровоз разыскал машинист Вольдемар Виролайнен. В восстановлении паровоза также принимали участие машинисты Рикконен, Сикандр, Ханненен. С 1 мая 1920 года паровоз водил пригородные поезда, Виролайнен работал на нем в течение года[2].
В 1924 году вместе с другим имуществом паровоз был передан Финляндской железной дороге.
В 1947 году Виролайнен установил, что паровоз H2-293 приписан к депо Тампере, водит пригородные поезда. В Финляндии паровоз частично модернизировали, поставив, в частности, пароперегреватель.[3] Кроме того, вследствии переоборудования на угольное отопление, была установлена цилиндрическая дымовая труба. В 1957 году правительство Советского Союза поручило Виролайнену разыскать паровоз в Финляндии. После переговоров правительством Финляндии было принято решение о передаче паровоза Советскому Союзу[4].
13 июня 1957 года в Хельсинки состоялась церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя четыре дня финская локомотивная бригада (машинист Т. Солио, помощник машиниста X. Яяккола) привела его на пограничную станцию Вайниккала. Локомотив приняла советская паровозная бригада локомотивного депо Выборг (машинист В. Тепляков, помощник машиниста В. Сериков). 20 июня ст. машинист Адольф Данилович Линдстрем привел его в Ленинград[5].
http://ru.wikipedia.org/wiki/H2-293