ЛТ2/95
Инж.Окулов О.В. (Северодвинск)
ТЕПЛОВОЗ 2ТЭ10Л
Двухсекционные тепловозы 2ТЭ10Л можно увидеть сегодня в работе на многих дорогах страны. В мае 1962 года в Москве на выставке железнодорожной техники прошла демонстрация тепловоза 2ТЭ10Л, постройки 1961г. Луганского тепловозостроительного завода. В его конструкции были использованы тележки и основное оборудование от тепловозов, ранее изготовляемых Харьковским тепловозостроительным заводом им.В.А.Малышева-ТЭ10 и 2ТЭ10. Луганским заводом был заново спроектирован кузов. Электрические машины спроектированы и поставлены харьковским заводом «Электротяжмаш». В серию тепловоз пошел в 1963 году.
Кузов тепловоза выполнен с несу¬щей рамой, по типу кузова ТЭЗ. Он опирается на две трехосные тележки. Вертикальная нагрузка на тележки передается также, как и в тепловозах ТЭЗ - в четырех точках через опоры с роликами, перемещающиеся по плоскостям с. углом наклона 20. Тяговое и тормозное усилия передаются через центральные шкворни. На тепловозе применялись челюстные тележки, унифицированные по основным элементам с тележками тепловоза ТЭЗ.. но имеющие более эластичное рессорное подвешивание, двустороннее расположение тормозных колодок и малогабаритные буксы колесных пар с упругими буксовыми упорами.
На тепловозе установлен дизель 10Д100, прототипом которого явился дизель 2Д100, как известно, используемый на тепловозах ТЭЗ. Мощность его в сравнении с 2Д100 была увеличена в 1,5 раза за счет применения двуступенчатого наддува и охлаждения наддувочного воздуха.
Год начала и окончания выпуска 1963-1975
Осевая формула 2(3о-3о)
Тип передачи электрическая
Сцепной вес,т 2x129,3
Мощность по дизелю,л. с 3000
Тип дизеля 10Д100
Конструкционная скорость,км/час 100
Скорость продолж. режима, км/час 23,4
Длина по осям автосцепок(две секции),мм 33 938
Диаметр колес,мм 1050
Кол-во тяговых электродвигателей 6
Нагрузка от оси на рельсы, тс 21,6
В годы производства тепловоз не¬однократно усовершенствовался и модернизировался. Первые выпуски тепловозов шли без водомасляных теплообменников, которые появились на серийных машинах с ноября 1968г. С № 1231 (1970г) вместо тяговых электродвигателей ЭД107 начали устанавливать электродвигатели ЭД107А, у которых изменены типы якорных подшипников, увеличена жесткость вала, применена улучшенная изоляция обмоток, изменена система смазки опорно-осевых подшипнников. В конце 1963 г. был построен опытный тепловоз 2ТЭ10Л-005 с бес¬челюстными тележками. На основании положительного опыта эксплуатации Ворошиловоградский (Луганский) завод в 1971-73г.г. выпустил партию тепловозов с такими тележками.
В 1968г. тепловоз 2ТЭ10Л -168 был оборудован реостатным торможением и испытывался на участке Голутвин-Озеры Московской ж.д. Однако дальнейшего распространения на ТЭ10Л это торможение не получило. В дальнейшем на тепловоз устанавливались тяговые электродвигателиЭД118А, колесные пары с эластичными упругими зубчатыми колесами, совершенствовалась система автоматической локомотивной сигнализации и приборов бдительности машиниста, производилась и другая модернизация узлов и систем.
В 1974-75г.г. Ворошиловоградский (Луганский) заводы перешли к выпуску тепловозов 2ТЭ10В, которые представляют собой усовершенствованный вариант 2ТЭ10Л, затем появляются тепловозы 2ТЭ10М, 2ТЭ10Ут.
Тепловоз серии 2ТЭ10Л проектировался и строился для грузовых перевозок, да и в технической справочной литературе указывается, что род его службы-грузовой. Однако на некоторых направлениях, в частности на Архангельском отделении Северной ж.д., они применялись в пассажирских перевозках.На кузове тепловоза, который используется для вождения пассажирских поездов , трафаретом наносилась надпись «Пассажирский». В основном тепловозы окрашивались в зеленый цвет. После прохождения капремонта на Изюмском ТРЗ - в синий. На приводимой схеме изображено расположение надписей на тепловозе 2ТЭ10Л. Кроме того, на воздушных резервуарах и тормозных цилиндрах наносятся трафареты о последнем ремонте и гидравл.испытаниях.
1 .Заводская табличка Луганского ТВЗ с одной стороны секции.
2.Надпись «2ТЭ10Л - 000 или 0000 номер» тепловоза. На боковых частях кузова наносится с обеих сторон.
З.А или Б - секции тепловоза, на боковых частях - с обеих сторон.
4.Дорога приписки тепловоза.
5.Депо приписки тепловоза.
6.Трафарет «Остерегайся контактного провода» (на боковых частях кузова у дверей наносится с обеих сторон).
7.Восьмизначный номер (наносится с обеих сторон) Для тепловозов 2ТЭ10Л первые четыре цифры обязательно 1631-1638, последние четыре цифры -произвольные. В соответствии с приказом 22Ц МПС СССР от 15.5.84 их расшифровка означает:
1-я цифра - «1» - тяговый подвижной состав;
2-я цифра - «6» - тепловоз многосекционный;
3-я цифра - «3» - тепловоз грузовой с электропередачей;
4-я цифра - «1-8» - серия тепловоза 2ТЭ10Л.
Кроме того, над трафаретом дороги приписки с обеих сторон кузова устанавливался Государственный Герб СССР, а под ним технический знак в виде пересечения молотка и универсального (разводного) гаечного ключа.
В настоящее время на смену пассажирскому варианту 2ТЭ10Л пришли 2ТЭ10УТ, а для грузовых -2ТЭ10М. Уже прошло 20 лет, как закончен выпуск тепловозов 2ТЭ10Л. Постепенно они списываются, отправляются на переплавку, запчасти, количество их значительно уменьшилось.