Итак, что мне с помощью издания 1941-го года и фотографий удалось разобрать по крыше машин, вышедших с завода. Модераторы наверное могут и удалить предыдущие сообщения по этой теме, могут и оставить, чтобы понять мою логику.
К сожалению, фотографий 30-х годов не так много этих машин, особенно , чтобы были видны крыши с их оборудованием, нет фотографий одной и той же машины, но с разных сторон, но что-то все же для анализа есть. Из-за этого есть как точные моменты, так и предположения. Надеюсь, что с поступлением фотографий, их можно будет или утвердить или опровергнуть. Да и в пособии, например, в отличии от ПБ21, нет чертежей по высоковольтным вводам в крыше ВЛ19, ничего не упоминается по этим шинам, кроме, как на одном эскизе с оборудовнием, шины между пантографами.
Но все, что пишу - можно потвердить и схемами из книги, цитатами, так и фотографиями конкретных машин.
Но для того, чтобы проследить логику конструкторов, немного теории по этой машине.
В отличии от современных машин с кабиной 1 или 2, в книге обозначены конец 1 или конец 2 электровоза. По-современному кабина 1 или 2.
Если смотреть на машину со стороны стенки с жалюзи, то правая кабина - это конец 1, левая - конец 2.
Стенка с жалюзи - это стенка А, противоположная стенка с большими дверками для монтирования части оборудования - стенка В. У машины есть и стенки С и D, но они расположены в кузове. Стенка С отделяет коридор от стенки А. Т.е. коридор на ВЛ19 проходит вдоль стенки А.
У ВЛ19 было 2 исполнения - первое исполнение (до №126), и второе (с №128). Машина 127 так и не была доделана, в книге написано, что ее должны были доделать на 2 напряжения в конце 40-го. Но как видно, этого не произошло, тележки пошли на ВЛ19м, а кузов - не знаю. Я могу предположить, что кузов от этой машины пошел после войны на ВЛ19-01.
Также у ВЛ19 было 4 выпуска:
- Первый (ВЛ19-02 - ВЛ19-55);
- Второй (ВЛ19-56 - ВЛ19-85);
- Третий (ВЛ19-86 - ВЛ19-126);
- Четвертый (ВЛ19-128 - ВЛ19-145)
Исполнение отличает машины с разным оборудованием, из-за этого есть и изменения в конструкции, и в том числе и наличию тех или иных деталей на крышах. Основное - на машинах второго исполнения вместо динамомоторов с вентиляторами установлены по 2 мотор-вентилятора с моторами на 3000 В. Пишут, что это и улучшило вентиляцию, и снизило поток неочищенного воздуха и осадков к электрическим аппаратам. Но это все внутри, кому интресно, могут прочитать в книге.
Что нам надо по крыше по первому и второму исполению. Основное и самое видимое - это змеевики от мотор-компрессоров. У второго исполнения они сразу были выведены на крышу, т.е. ставились уже на заводе Динамо. У первого исполнения, судя по описанию, змеевики были, но не на крыше. Может в кузове, в книге это не написано. По фотографиям это видно. Как мне кажется, судя по фотографиям, в дальнейшем в ходе модернизаций на большинстве машин эти змеевики появились, где-то нет. Когда, если делать конкретную модель - надо смотреть по фотографиям.
И второе по исполнениям - это расположение аккумуляторного ящика. В первом исполнении - он расположен около первого конца (кабины 1), во втором - у второго конца (кабины 2). Почему я пишу про такую невидимую деталь как аккумулятор. Если посмотреть на довоенную фотографию ВЛ19-50
download/file.php?id=237167&mode=view и потом посмотреть другие аналогичные (но к сожалению худшего качества фотографии, на которых эта деталь не сильно бросается в глаза), (фотография снята со стороны конца 1 со стороны помощника), то на крыше около первой стойки пантографа видна загнутая маленькая трубка какой-то вентиляции. Я предполагаю, что это и есть трубка вентиляции аккумуляторного ящика. Скорее всего, на этом месте эти трубки были до того момента, как машину модернизировали до второго исполнения, где аккумуляторный ящик уезжал к стенке другой кабины.
К сожалению аналогичных фотографий машин второго исполнения с другой кабины нет, чтобы разглядеть, как это было там. Ну и на модернизиированных машинах это место у второй кабины не видно. На фотографиях крыши ВЛ19-61, видно, что место, где торчала старая трубка вентиляции, заварено. Такие же трубки есть и на ВЛ8 на одной секции, и на ВЛ10. В свое время ни от кого я не получил ответ, что это за трубка. В депо Златоуст меня водил в машинное ВЛ10 один ветеран (начинал с 1952-го на ВЛ22м и ушёл на пенсию в 1982-ом), там эта трубка в машинном просто торчала из крыши, ни к чему не вела. Т.к. на многих локомотивах и вагонах аккумуляторные ящики имеют вентиляцию из похожих труб, ну и меня на машине аккумулятор расположен в специальной нише в багажнике - там есть похожая трубка для вентиляции, я предположил, что это и есть вентиляция аккумуляторного ящика.
Далее по высоковольным вводам и шинам.
Тут уже зависит от номера выпуска, т.е. от схем.
Но немного теории надо.
Алюминиевый разрядник (в книге написано, что с завода других на ВЛ19 не ставили) стоял под крышей со стороны конца 2 - не под пантографом, а сразу за ним в сторону центра машины. Там где полоска целой крыши между съемными люками. Ну и высоковольтный выключатель, в аналогичном месте, на стенке С коридора, но стороны конца 1.
Теперь это соотносим с 4-мя выпусками ВЛ19.
1. У первого выпуска разрядник был подключен непосредственно к пантографу.
Что видно на фотографиях ВЛ19-10, ВЛ19-14, ВЛ19-17 (в Щербинке) и ВЛ19-40 (снятой в 35-м при отправлении первого поезда с Кандалакши). Первые три фотографии сняты со стороны стенки В, ВЛ19-40 со стороны стенки А.
Итак, видна соединяющая пантографы шина со стороны стенки В. Вроде как у конца этой соединяющей шины виден и ввод - со стороны конца 2. Т.е. этот ввод вел провод к разряднику. Я предполагал, что у машин был всего лишь один ввод. Т.е. провод вводился около разрядника, и уже в кузове дальше шел по диагонали к высоковольтному выключателю. Но как-то не логично, да и на схеме в книге провод от разрядника показан от одного пантографа, провод к ВВ - от другого, плюс на фотографиях 32-го года на ВЛ19-01 видно 2 ввода, ну и на фотографии ВЛ19-40, не самого лучшего качества, но снятой со стороны стенки А виден ввод над ВВ.
Поэтому мое предположение, что у машин первого выпуска было с завода было 2 ввода, расположенных по диагонали.
Говоря по модельному. Если мы хотим усовершенствовать модель ВЛ19-14, которая сделана во второй эпохе - середины 30-х, нам нужно сточить с крыши змеевики. На их месте вдоль центральных двух люков проложить соединяющую пантографы шину, сделать по диагонали 2 ввода - один около соедяющей шины со строны конца 2, ну и второй ввод с другой стороны крыши со стороны конца 1, и трубку вентиляции аккумуляторов со стороны конца 1 со стороны помощника около первой ножки пантографа.
2. Начиная со второго выпуска разрядник был подключен после предохранителя вспомогательной цепи. Т.е. уже с пантографа напрямую к нему никакого провода не было.
К сожалению фотографиями второго выпуска 30-х годов, на которых видна крыша, мы совсем не избалованы. Есть фотографии третьего выпуска и четвертого, где видны шина и вводы. ВЛ19-101, ВЛ19-114, ВЛ19-138 ВЛ19-143, ВЛ19-144.
На этих фотографиях видно, что трубка с шиной, соединяющей пантографы, переехала на другую сторону крыши, на привычное нам место - сто стороны стенки А. Ну и на них виден ввод над ВВ, т.е. со стороны стороны 1. Второй ввод к разряднику теперь не нужен, т.к. провод к нему идет уже после предохранителя внутри кузова.
Была ли трубка шины, соединяющей пантографы, на машинах второго выпуска здесь со стороны стенки А, как на машинах 3-го и 4-го выпусков, нигде не видно, но это можно предположить.
Теперь к любимым нашим моделям - если мы хотим сделать модель ВЛ19 второго и третьего выпуска второй эпохи, нам надо сделать трубку вентиляции аккумуляторов там же, где и у первого выпуска, сделать со стороны стенки А трубку с соединяющей пантографы шиной, и один ввод над ВВ, и удалить с крыши модели змеевики.
У четвертого все также относительно шины и ввода, но оставить на своем месте или спаять новые змеевики . Где и как была трубка вентиляции аккумуляторов - не видно. Ну и не по крыше - повесить фонари подсветки ходовой как на фотографиях 138, 143, 144 и 145.
Далее идут машины на 2 напряжения. Особняком среди всех - это ВЛ19-41, на 1500В.
В издании пишут, что оборудование на этих машинах оставалась на тех же местах, что и на обычных на 3000В. Единственное, просто добавляли что-то рядом на 1500В. Поэтому глобальных и радикальных отличий по крышам нет.
Кроме, судя по фотографиям, дублирования вводов и соединяющих пантографы шин. В книге про это не пишут, к сожалению. Есть схема, о которой я писал ранее с двойной шиной. Ну пишут заодно про главный выключатель. Что добавили свой на 1500 В, и он отличается от обычного на 3000в из-за того, что в связи с уменьшением напряжения вполовину, одновременно выросла в два раза сила тока, что в этот выключатель добавили столько же ножей на эту возросшую силу тока.
Поэтому мое предположение несколько дней назад, что двойные соединительные шины связаны с тем, что это машина на 2 напряжения, этим подтверждаются.
На заводской известной фотографии ВЛ19-41 на 1500 В хорошо видно, что со стороны стенки А нет соединящих шин, но зато видно на ВВ сразу 2 крючка трубок ввода (Т.е. аналогично машинам первого выпуска, ведь 41-ый номер как раз среди номеров этого выпуска). Можно предположить, что с другой стороны у нее была двойная шина, и двойной или одинарный (?) ввод к разряднику.
В связи с тем, что практически все машины на два напряжения выпущены и переделаны во время выпуска уже машин второго, третьего и четвертого исполнения, а также после войны и так до 1954-го года, то предполагаю, что у них не было своего или своих вводов к разряднику, как у машин первого выпуска, был только двойной ввод над ВВ, как и на серийных 2-3-4 выпуска, и со стороны стенки А проходила двойная шина, которую хорошо видно на всех ранее приведенных мною фотографиях.
Это то, что было во второй эпохе до войны.
Также уже до войны могли и приводить ранее построенные машины ко второму исполнению, заменяя динамомотороны на моторы по 2 на 3000в, т.е. могли уже тогда появляться змеевики. После войны это точно. Но лучше конечно смотреть конкретные фотографии конкретных машин в конкретное время.
Тогда после войны наверное в середине 50-х уже снимали и соединяющую шину, делали вводы со стороны стенки В, как у ВЛ19-61. Фотография ВЛ19-16, снятая еще на Свердловской до передачи в 57-м на Октябрьскую уже говорит об этом.
Машины на 2 напряжения скорее всего работали спокойно и после перевода всего участка на 3000В, , т.е. до начала-60-х точно, а может и до середины 60-х, и потом потихоньку приводились к работе на 3000В.
Пока я еще не разобрался с разрядниками после войны - когда стали ставить вилитовые. Ставили 1 или 2? Это выяснится с появлением детальных фотографий крыши 40-ой машины, а также с тем, что все-таки новые фотографии будут всплывать. Также надеюсь, что на крыше сорокового есть и трубка вентиляции аккумуляторов в новом месте у кабины со стороны 2.
И еще я не разобрался с местом, откуда точно выходят трубки с сжатым воздухум к цилиндрам пантографов. На крыше на фотографиях 61-ой машины одна видна, т.е. сохранилась, но не видно, где она входит в крышу. Вторая отодрана, есть только уголок от нее. Если кто-то в Екатеринбурге отщелкает крышу ВЛ19-35 с высоким разрешением, кто-то залезет на крышу ВЛ19-01 в Хашури, ну или будем ждать фотографии ВЛ19-40.
С уважением,
Иван