Справочник "Специализированные цистерны для перевозки опасных грузов" Москва,издательство стандартов 1993 г
Основным изготовителем цистерн является ПО "Азовмаш" (бывшее ПО "Ждановтяжмаш", г Мариуполь) Министерства тяжелого и транспортного машиностроения.
Отдельные модели узкоспециализированных цистерн особой конструкции, часть которых включена в данное справочное пособие, в небольшом количестве выпускаются специализированными предприятиями других министерств. В частности, цистерны для перевозки криогенных грузов изготавливаются ПО "Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил) Цистерны для пропана моделей 901P, 902P, 903Р, 908Р и котлы цистерн моделей 15-1519, 15-1602 изготавливаются в Польше, котлы цистерн моделей 15-1569 - в Японии, котлы восьмиосных цистерн для суперфосфорной кислоты модели 15—889 — в ФРГ, а модели 15—1578 — во Франции.
Восьмиосные цистерны оборудуются усиленной полужесткой автосцепкой СА-ЗМ с ограничителем вертикальных перемещений и поглощающим аппаратом Ш-2-Т с ходом 105 мм.
С 1988 г на восьмиосные цистерны устанавливается поглощающий аппарат ПМК-110 с ходом ПО мм (пластинчатый с металлокерамическими фрикционными элементами) Автосцепка снабжена торсионным отклоняющим устройством для обеспечения автоматической сцепляемости на кривых участках пути малого радиуса.
Установка автосцепного устройства выполняется в соответствии с ГОСТ 3475-81,
В автотормозном оборудовании используются воздухораспределители № 270—005—1 или № 483-000, регуляторы рычажной передачи типа 574Б или 536М и авторежимы типов 265—002 или 265А
Восьмиосные цистерны оборудуются четырехосными тележками моделей 18—101 Основные характеристики тележек приведены в табл. 2.1.
Восьмиосные цистерны изготавливаются безрамной конструкции и котел в них является несущим элементом, воспринимающим все действующие на вагон нагрузки, как от веса груза и внутреннего давления, так и передаваемые через автосцепку продольные силы, возникающие при движении в поезде и маневровых работах, а также вертикальные и боковые динамические силы, передаваемые через пятник, возникающие в результате движения по неровностям пути.
Котел представляет собой цилиндрическую емкость сварной конструкции, состоящую из обечаек и эллиптических днищ, подкрепленную шпангоутами для повышения несущей способности и жесткости цилиндрической оболочки.
В концевых частях котла размещаются опоры (рис 2.1), представляющие собой элемент рамной конструкции, включающий хребтовую 7, шкворневую 6, состоящую из листов 2, 4 и облегченную концевую балку 9 и боковую обвязку 8, а также систему ребер и диафрагм жесткости 3 К хребтовой балке крепится пятник и упоры автосцепного устройства.
Пятник опоры котла 1 соединяется с центральным подпятником соединительной балки четырехосной тележки.