"Устройство и ремонт вагонов"Транспорт 1971г.
61. Периодический ремонт вагонов
Виды и сроки периодического ремонта вагонов. За годы Советской власти система ремонта вагонов непрерывно совершенствовалась. В 1933 г. вместо осмотра вагонов по сроку был введен периодический капитальный ремонт, в 1934 г., —средний, в 1936 г. — годовое освидетельствование, а в 1940 г. годовой осмотр. После Великой Отечественной войны введен годовой ремонт.
В последующие годы произошли значительные изменения вагонного парка за счет пополнения его новыми, более прочными и совершенными вагонами, осуществлены развитие и укрепление заводской дорожной вагоноремонтной базы. Это создало условия для пересмотра действовавших видов и сроков ремонта грузовых и пассажирских вагонов с тем, чтобы наряду с более рациональным использованием выделяемых для ремонта вагонов материальных и денежных средств повысить качество и усовершенствовать организацию ремонта вагонов. С 1962 г. установлены два вида периодического ремонта: заводской деповской.
Сроки периодического ремонта грузовых вагонов в зависимости от их типов приведены в табл. 5.
Пассажирские вагоны подвергаются заводскому ремонту через 4 года. В деповской ремонт эти вагоны направляются ежегодно, а специального технического назначения — через 2 года. Вагоны международного сообщения, мягкие с двухместными купе, вагоны-рестораны и вагоны с установками для кондиционирования воздуха проходят заводской ремонт ежегодно, причем каждый четвертый заводской ремонт производится по повышенной характеристике.
Двухосные вагоны всех типов проходят только деповской ремонт ежегодно.
Заводской ремонт выполняется на вагоноремонтных заводах в соответствии с требованиями правил заводского ремонта грузовых или пассажирских вагонов железных дорог СССР. Такой ремонт должен обеспечить исправное техническое состояние вагона до очередного за¬водского ремонта с учетом производства деповского ремонта через установленные сроки. При этом ремонте изношенные узлы и детали вагона восстанавливаются до альбомных размеров и допусков.
Кроме того, в целях доведения технического уровня ранее построенных вагонов до современных требований при заводском ремонте предусматривается проведение комплексной модернизации с тем, чтобы вагоны, выпускаемые из ремонта, обеспечивали бесперебойную работу в поездах с повышенной скоростью движения на удлиненных плечах при электрической и тепловозной тяге. К этим работам у грузовых четырехосных вагонов относятся: замена поясных тележек тележками ЦНИИ-ХЗ-О; оборудование букс роликовыми подшипниками; оборудование крытых вагонов цельносварной кровлей из стального листа толщиной 1,5 мм и устройством в крыше загрузочных люков; усиление верхней обвязки и дверей полувагонов; замена у платформ деревянных бортов металлическими; замена у крытых вагонов настила пола из досок толщиной 48 мм на доски толщиной 55 мм; оборудование цистерн универсальным сливным прибором.
У пассажирских вагонов при модернизации производится оборудование электропневматическим тормозом и композиционными колодками; датчиками, контролирующими работу буксового узла; генератором переменного тока, имеющим большую мощность, и механическим приводом к генератору вместо ременного; установками для охлаждения питьевой воды и горячим водоснабжением; люминесцентным освещением; обогревателями наливных труб и сигнализаторами предельного уровня наполнения водяных баков, а вагоны-рестораны — установками механического охлаждения.
Деповской ремонт грузовых и пассажирских вагонов выполняется, как правило, в вагонных депо. Являясь промежуточным между заводскими ремонтами, он предназначен для поддержания вагонов в исправном состоянии до очередного периодического ремонта. Грузовые вагоны в деповской ремонт должны подаваться только в порожнем состоянии. Вагоны, получившие в эксплуатации повреждения, могут быть досрочно направлены в заводской или деповской ремонт, но только после их осмотра и составления установленным порядком акта и описи, подтверждающих необходимость производства ремонта.