Р.М. писал(а): ↑Вт май 18, 2021 10:17 am
2. Вагон и правда похож на G10, и, ПМСМ, похоже затрофеенный в первые месяцы ПМВ и причисленный к парку Варшавско-Венской ж.д. (ВВ - всё правильно). Этим и можно объяснить такой "поздний" номерной интервал, возникший, вероятно, как раз в 1914 году, когда трофейным вагонам стали присваивать номера Российских ж.д.
Думаю, что вы правы и вагон с большой вероятностью трофейный. Можно даже предположить каким образом он попал в трофеи. Варшаво-Венская жд имела нормальную колею 1435мм, поэтому на ней могли свободно обращаться вагоны из европейских стран, в том числе немецкие и австро-венгерские вагоны. И вагоны этих стран, оказавшиеся на Варшаво-Венской железной дороге к моменту начала войны, наверняка были реквизированы и приписаны к Варшаво-Венской ЖД. Похоже, таких вагонов было довольно много и для них потребовалось ввести дополнительный номерной интервал. А затем, в ходе отступления из Польши, вагоны Варшавско-Венской дороги были переделаны на русскую колею и эвакуированы на восток, где принимали участие уже в событиях Гражданской Войны.
В теме по НТВ на одной из фотографий белочехов виден кусочек тормозного немецкого вагона с обозначением В.В. жд. и другим номером из того же "дополнительного" интервала.
В теме НТВ высказывалось предположение, что это может быть вагон системы Брейтшпрехера, но полагаю, что это не так, поскольку вагоны Брейтшпрехера обозначались буквой "Б", а на обоих фото вагонов немецкого типа Варшаво-Венской дороги буква "Б" отсутствует. К тому же, на фото вагона с телегой и интервентами хорошо видны челюсти и буксы вагона, подобные обычным немецким вагонам.
Исходя из этого, трофейное происхождение подобных вагонов Варшаво-Венской дороги выглядит наиболее вероятным, хотя я не могу исключать вариант, что партия вагонов немецкого типа могла быть заказана в Германии для Варшаво-Венской дороги и поставлена в 1914 году незадолго до начала войны, для чего и был введен дополнительный интервал номеров, не указанный в перечне 1913 года. Но эта версия представляется мне менее вероятной.
Но с точки зрения моделирования и коллекционирования, в любом случае можно использовать немецкие крытые вагоны 1 эпохи в русских поездах в период с 1917 по 1920 год с обозначением Варшавско-Венской дороги и номерами из интервала 917 000 - 926 999.
Р.М. писал(а): ↑Вт май 18, 2021 10:17 am
3. Возврат на Екатерининскую, поскольку по факту ВВ уже вся была захвачена. До конца войны наши не теряли надежды, что могут вернуть оккупированную территорию, а потому управления дорог номинально сохранялись. Но их подвижной состав находился в аренде и во временной приписке на других дорогах. Поэтому логично, что возврат не на ВВ ж.д., а на дорогу временной приписки.
Есть еще один интересный момент - на вагоне написано "Сроч. возврат на Екатер. д.
через дор. М.Курс. и Южн.". Видимо, в то время эти ЖД находились под контролем белогвардейцев и интервентов, поэтому теоретически допускалось (или предусматривалось) свободное обращение вагонов на этих дорогах. Хотя понятно, что фактически возможность сообщения между белогвардейцами юга и востока зависела от положения на фронтах Гражданской Войны.