Wowan писал(а):Куда уж конкретнее формулировать. Понятно, что из НТВ.
Но — из каких? Изо всех подряд силами депо или это заводские поставки? Или местное творчество в отдельных регионах? И в какие годы?
НТВ - нормальный товарный вагон, под которым подразумевается крытый вагон со сдвижными дверями, деревянными стойками и полудеревянной рамой (винтовая упряжь соответственно), максимальная грузоподъёмность 18т. В 1953-55 годах из старых НТВ массово в вагоноремонтных заводах делали РЕКОНСТРУИРОВАННЫЙ НТВ, который имел железную раму с хребтовой балкой, автосцепки, кузов с железными стойками, грузоподъёмность 20т. Поэтому простой ответ на вопрос: "Из каких НТВ делали полувагоны?" звучит так: "Из НТВ, или реконструированных НТВ". Но кроме НТВ были вагоны т.н. "канадского типа", возможно и из них тоже.
Теперь об НТВ коротко. Конструкция его узаконена в 1892 году из предыдущих типов крытых вагонов, названных после 1892 года "донормальные". Выпускался классический НТВ до 1923 года - подтверждено документально. Суть этого была - в исполнении дореволюционных заказов и заказа НКПС 1918 года.
Далее с 1926 года начали производиться 2-х осные крытые т.н. "канадского типа" по 1931 год (с одной значительной модернизацией в 1928 году примерно).
Теперь о полувагонах на базе НТВ коротко.
До революции они если и переделывались из крытых вагонов, то это было из старых вагонов и в порядке исключения. Известные типы полувагонов на базе НТВ строились сразу как полувагоны, партиями. Количество их было ну совсем невелико, потому что они могли использоваться для перевозки каменного угля или более лёгких грузов (сена, дров), до революции такие перевозки были малы. Для более тяжёлых грузов типа песка по допускаемой грузоподъёмности вполне подходили и платформы с низкими бортами. И ещё не надо забывать, что часто уголь возили в крытых вагонах, и кроме того были специализированные угольные полувагоны с меньшей колёсной базой и совершенно разнообразных конструкций.
В советское довоенное время полувагонов на базе 2-х осных крытых ПМСМ не строили. Да, Юрий Леонидович, этот период я периодически изучаю "в московских архивах" в части пассажирских вагонов, но и про товарные не забываю, однако подробности оставлю "за кадром". Могу лишь уверенно сказать, что 2-х осных полувагонов до войны у нас не делали и не переделывали из крытых. Поскольку, как тут правильно уже заметили, с 1930-31 годов пошли строиться 4-х осные полувагоны и хопперы. А документов по выпуску вагонов до 1930 года я уже просмотрел достаточно. Конечно, могли быть и единичные случаи на промпредприятиях, могли делать что-то такое из своих вагонов, типа "полувагона для мусора", но и такие факты мне неизвестны.
После войны к нам действительно попало много 2-х осных трофейных полувагонов, но вот тот полувагон, который стоит в музее "на Варшаве", сделан из реконструированного НТВ, т.е. получается это творчество конца 50-х годов. Вообще такие вагоны попадаются на старых фото именно в период конца 40-х годов, но не ранее.
Вагоны Фокс-Арбель у нас были изъяты из обращения в 1936 году.
Бронеплощадки на базе Ф-А (типа "Красное Сормово") у нас были сняты с хранения и списаны в 1940-м году.