Выдержка из рабочей программы по дисциплине
«Безопасность движения и автотормоза».
Дисковый тормоз.
Дисковые тормоза обеспечивают высокую тормозную эффективность, особенно при высоких скоростях (160 км/ч и более). Кроме того, по сравнению с колодочным тормозом устраняются перегревы колес, ненормальные выработки на их поверхности катания и др.
Тормоз тележки КВЗ-ЦНИИ
(рис.7.9) для вагонов межобластного сообщения состоит из четырех клещевых механизмов, каждый из которых имеет тормозной цилиндр
1, два спаренных рычага
2 с затяжкой
3 и фиксатором
4 и два башмака
6 с фрикционными накладками
5. На одной колесной паре размещают два тормозных диска
7 диаметром 620 мм с шириной поверхности трения 120 мм. Каждый диск состоит из двух половин
(рис.7.10), соединяемых болтами
9. К ступице, напрессованной на ось колесной пары, диск крепится радиально расположенными болтами
8 с разрезными втулками и тарельчатыми пружинами. Для лучшего отвода тепла диски снабжены ребрами и вентиляционными окнами.
Башмаки с накладками подвешены к консоли поперечной балки тележки на шарнирных подвесках
11. Вертикальными валиками
10 башмаки шарнирно соединяются с рычагами
2, которые крепятся подвесками
12 к той же консоли, что и подвески башмака.
На каждой тележке установлено четыре тормозных цилиндра
1 диаметром 8 дюймов. Каждый из цилиндров обслуживает одну пару тормозных башмаков
6. Тормозные накладки
(см. рис.7.11) выполнены из композиционного материала.
Площадь трения накладки равна 430 см2, толщина 25 мм. Для закрепления в тормозном башмаке на накладках с нерабочей стороны имеются конусообразные тыльники
4 в форме ласточкина хвоста. При замене накладки отгибают стопорные шайбы
2, вывертывают болты
1, снимают держатель
3 и, ударяя по накладке сверху, выводят ее из паза башмака. При отпущенном тормозе зазор между накладками и диском (1–3 мм) обеспечивают оттяжные пружины
4 (см. рис.7.9).
Пневматическое оборудование дискового тормоза на вагоне
(см. рис.7.12) подключено к тормозной магистрали
ТМ через разобщительный кран
КР. Во время зарядки воздухораспределитель
ВР усл. № 292 наполняет воздухом запасный резервуар
ЗР объемом 55 л. Питательный резервуар
ПР заряжается через обратный клапан.
При торможении электровоздухораспределитель ЭВР усл. № 305 сообщает резервуар
ЗР с дополнительным резервуаром
ДР объемом 10 л и с двумя реле давления РД усл. № 365.
Через эти реле воздух из резервуара
ПР поступает в цилиндры
ТЦ по шлангам
Ш и трубопроводам. Если какая-либо колесная пара начинает двигаться юзом, срабатывает осевой датчик противоюзного устройства ДПУ усл. №390, который через реле
РД выпускает воздух из цилиндров
ТЦ до давления 0,5 кгс/см2 за 0,3-0,6 с. Затем цилиндры снова наполняются воздухом из резервуара
ПР.
На вагоне установлены также указатель торможения и отпуска
УТ, сигнализатор отпуска тормозов
СОТ, стоп-краны
СК, концевые краны
КК, выпускной клапан
ВК и соединительные рукава усл. № 369А с электроконтактами.