"Разведчик" №1128, 12 июня 1912 г.
Прошедшая война обнаружила всю несостоятельность вагона-теплушки и даже вагона IV класса, вот почему ныне предложены и в текущий зимнюю перевозку новобранцев был испытан на дальнем пробеге вагон IV класса двухэтажный на 152 человека, системы Рыковского.
Внутреннее устройство вагона следующее:
1) Четыре отделения для нижних чинов (на 148 чел.), со скамьями для сидения, которые на ночь раскладываются весьма простым способом в сплошные спальные нары, в нижнем этаже в два яруса, а в верхнем в три.
2) Офицерское купе на 4 человека, с уборной для офицеров.
3) Уборные для нижних чинов в обоих этажах.
4) Паровое отделение с котлом.
5) Усиленная вытяжная вентиляция и впускная с фильтрованием воздуха через ваты-асбестовую и простую; прошедши через вату воздух, вступая в вагон, встречает горячую трубу отопления и задерживается на ней глухим кожухом, закрывающим трубу; затем воздух поворачивает в стороны и некоторое разстояние проходит по тому же глухому кожуху, омывая трубу, и затем уже через отверстия в кожухе входит в вагон подогретым почти до летней температуры.
6) Паровая кухня, с отдельными котлами для супа и каши.
7) Куб для приготовления кипятка паром.
8) Куб для охлаждения кипяченой воды для питья.
9) Аппарат для кипячения молока паром.
10) Прачечная - она же и умывальная для верхнего этажа, и умывальник в нижнем этаже.
11) Четыре газовых огнегасителя и один гидропульт.
12) Пять тормозных кранов от автоматических тормозов.
Давно пора сдать в архив обычную перевозку войск в так называемых теплушках, с воротами вместо дверей.
http://infernet79.livejournal.com/33817.html