"Итальянец" постройки 1936 года,
ПМС Столбовая, фото 2000 года.
...
А вот ещё материалец по ним надыбал...
До 25 января 1965 года, нумерация вагонов FS включала буквы и шесть - семь цифр. Тип вагона определялся по первой цифре номера (...и второй для некоторых типов). Все вагоны были оснащены автоматическими тормозами, а часть - тормозной будкой с переходной площадкой и ручным тормозом. Вагоны обозначались буквами F, G и H. Вагоны типа F предназначались для перевозки скоропортящихся грузов, и имели двери и решетки; типа G - использовались для перевозки скота (большие двери и люки для выгребания навоза); а тип H (без люков и с теплоизоляцией) - имели танк (винные) или устройсва охлаждения (ледники).
Вагоны типа F были очень популярны в период между двумя войнами (и в первые годы Второй мировой войны). Их было построено более 10.000 штук в различных версиях: с тормозной будкой и без тормозной будки, с длинной и короткой колесной базой, и с вентиляционными люками на каждой стороне кузова в конфигурации 2+2 или 1 +1.
С 1965 года, согласно европейской стандартизации обозначения вагонов изменили на Ghms (для стандартной версии) или Ghkkms; обозначение Ghkrs присваивалось более длинной версии (ранее FF).
Примечание: сведения взяты из издания "I nostri carri per le vostre merci (ред. 1972)" (Наши вагоны для наших товаров. Как-то так...).
F (Ghms)
FF (Ghkrs)
Европейские обозначения расшифровываются так: Ghms: G = крытые универсальные, h = оборудованы специальными люками на уровне пола (перевозка скота), м = длинномерный груз менее 9 м, S = макс. скорость 100 км/час. Кроме того, kk означает «предельная нагрузка составляет от 20 до 25 тонн", а короткий вагон, но с большей грузоподъемностью, обозначается Ghkkms.
Первые вагоны имели деревянную обшивку. Доски пришивались вначале горизонтально, позже - вертикально. Позже применялась обшивка из металла.
F 1924 foto Stefano Paolini
F 1925 foto Stefano Paolini
Сравнение вагонов Ghms с металлической обшивкой (ч/б фото выше) с вагонами в деревянной обшивке показывает, что в металле шаг между стойками удлиняется, а пропорции остаются теми же. Появляются дополнительные секции боковин кузова с вентиляционными решётками.
Около половины вагонов были оборудованы тормозными будками.
foto Stefano Paolini
foto Stefano Paolini
Вагоны F, как правило, отождествляется с 2-скатной крышей, но были и вагоноы и с другой формой крыши, - "Cupolone" (купольной, что ли?) или "высокой", образца 1925 года. Один образец сохранился на сортировочной станции Милан, другой находится в процессе реставрации в Исторической железнодорожной культурной ассоциации ("LA CARROZZA MATTA").
Процесс реставрации -
http://www.lacarrozzamatta.com/il-carro-monumento.html
Ну и небольшая подборка на девятку...
Вольный перевод статьи
http://scalaenne.wordpress.com/2011/07/16/carri-tipo-f/
(выдох)