Лучше поздно, чем не ваше дело!
(с) А.Н. Журин
Огроменная благодарность моей соседке, её маме и прадеду, служившему первым главным инженером вагоноремонтного завода в Рославле (Виндаво-Рыбинская ж.д.). Эта книга - то немногое, что осталось от его библиотеки.
Из книги М.А. Короткевича "Основы вагоностроения" ОНТИ 1938 год.
БУКСЫ РАЗЪЕМНЫЕ
Разъемная букса (фиг. 52)
была принята в 1892 г. в качестве нормального типа для двухосных товарных вагонов. Эта букса вследствие существенных недостатков, указанных ниже, оказалась непригодной для современных условий эксплоатации.
С 1933 г. разъемные буксы начали заменять при капитальном ремонте вагонов цельнокорпусными. В 1936 г. с целью устранения отцепок вагонов из-за грения букс и повреждений осевых шеек все разъемные буксы на вагонах были заменены цельнокорпусными. В настоящее время разъемные буксы сохранились только на двухосных старых товарных вагонах дорог Финляндии, Латвии и Эстонии. Разъемная букса (фиг. 52) состоит из верхней и нижней частей, соединяющихся между собой болтами, пропущенными через специально сделанные приливы (ушки). Болты имеют прямоугольную головку и закрепляются гайкой и контргайкой; отверстия в ушках для болтов в верхней части буксы круглые, а в нижней прямоугольные. Это позволяет, ослабив болты, повернуть их на 90°, так чтобы головка болта стала против отверстия в ушке нижней части буксы, и опустить нижнюю часть буксы для осмотра шейки, подшипника и смены подбивки, не снимая болтов. Подбивка (концы) закладывается в нижнюю часть буксы; добавление же смазки производится через масленку, в которой сделаны два канала. Каналу наружной стенки масленки служит для наполнения буксы смазкой; для этого при наливании в маслёнку смазки надо поддерживать уровень выше отверстия канала. Второй канал служит для подвода смазки на спинку подшипника; в этот канал вставляется фитиль; на спинке подшипника сделаны два желобка, по которым смазка каплями стекает на шейку. В прежнее время разрезные буксы делались без верхней смазки (фиг. 53); у таких букс вместо масленки делалось отверстие, закрывающееся пробкой на резьбе.
Задняя часть буксы имеет кольцевой паз, в который ставится пылевая шайба для образования заднего затвора. В верхней части буксы имеется круглое углубление (гнездо) g (фиг. 53), в которое входит круглая заточка (яблоко) спинки подшипника. Сверху букса имеет гнездо s для хомута рессоры, а по бокам два паза, в которые входит буксовая лапа.
Разъемные буксы имеют следующие весьма существенные недостатки:
1. От толчков во время хода вагона, особенно при появлении на бандажах выбоин, болты, соединяющие верхнюю и нижнюю части буксы, ослабевают вследствие самопроизвольного отвинчивания гаек, чем нарушается плотное соединение нижней части с верхней, и в дальнейшем при повороте болтов на 90° нижняя часть буксы падает на буксовую струнку. В результате — неизбежно грение буксы. Этот недостаток на практике наблюдался весьма часто, особенно в поездах с большими скоростями; поэтому разъемные буксы оказались совершенно непригодными для пассажирских вагонов.
2. При постановке нижней части буксы на место нельзя проверить, насколько уплотнилась подбивка под шейкой, поэтому количество подбивки при заправке разрезных букс приходилось определять на основании опыта на-глаз. Если подбивки недостаточно, то возможно неплотное прилегание ее к шейке, которое нельзя своевременно обнаружить и устранить. Результатом этого будет недостаточная подача смазки на шейку и грение буксы. В случае же избытка подбивки, она может чрезмерно уплотниться, что также вредно, так как при чрезмерном уплотнении подбивки она теряет капиллярность и не подает смазку на шейку. Невозможность проверить при заправке буксы, как легла подбивка под шейкой, является самым существенным и крупным недостатком этого типа букс.
3. Для осмотра подшипника и подбивки необходимо отнимать нижнюю часть буксы, что сопряжено со значительной потерей времени.
4. Недостаточная герметичность в стыках между верхней и нижней частями буксы, вследствие чего возможно загрязнение смазки и подбивки.
Преимущество разрезных букс — простота и дешевизна изготовления. Удобство изготовления разрезных букс состоит в том, что при формовке их не требуется изготовлять стержней, что неизбежно при цельных буксах. Этим и объясняется то, что эти буксы, несмотря на все недостатки, применялись на наших старых вагонах свыше 50 лет.