Выкладываю,то что прислал Ярослав.
Источник:"Промышленный транспорт 9-1975г"
Канд. техн. наук А. Л. СПИВАКОВСКИЙ, канд. экон. наук И. Л. ХАСМАН УДК 629.463.67
ВАГОН ДЛЯ ХОЛОДНОКАТАНОГО СТАЛЬНОГО ЛИСТА
Технико-экономические исследования, выполненные в 1968—1970 гг. Всесоюзным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ВНИИВ), подтвердили целесообразность и высокую народнохозяйственную эффективность использования специализированных вагонов для перевозки холоднокатаного стального листа *. Сумма годовых приведенных затрат при этом снижается более чем на 4 млн. руб., а экономический эффект составляет свыше 10 тыс. руб. на вагон.
В 1972 г. Алтайским вагоностроительным заводом по чертежам, согласованным Минчерметом СССР, построен опытный образец такого вагона.
Его кузов представляет собой цельнометаллическую сварную конструкцию из гладких листов, подкрепленных вертикальными стойками омегообразного профиля.
С каждой стороны кузова в боковых стенах вагона имеется по одному уширенному дверному проему с двумя задвижными дверями. Крыша состоит из двух полукрыш, шарнирно закрепленных на торцевых стенках вагона и открывающихся на обе боковые стороны. Полукрыша представляет собой сварной каркас, обшитый стальным листом При закрытой крыше вагон вписывается в габарит подвижного состава 0-Т, а при открытой — в габарит приближения строений Сп.
Крышу открывают и закрывают при помощи ручного гидравлического привода, включающего в себя насос, кран управления, гидрозамок, рабочие цилиндры, маслобак и трубопроводы, в качестве рабочей жидкости в гидроситеме используется масло с темперерой застывания минус 75С.
Для размещения и крепления груза внутри вагона смонтировано специальное оборудование, состоящее из шести передвижных упоров и 52 поперечных воротных опорных балок (лежней), шарнирно закрепленных на металлическом полу.
Опорные балки могут быть установлены в двух положениях. При одном из них над хребтовой балкой образуется У-образная выемка, в которую при погрузке укладывают рулоны стали. В другом положении опорные поверхности балок лежат в горизонтальной плоскости, на которой можно размещать пачки стального листа.
Каждый подвижной упор, служат для крепления груза от продольно смещения, представляет из себя жесткую пустотелую коробку, перемещающуюся на роликах по направляющим угольникам, приваренным к хребтовой балке на всю длину вагона. Для закрепления упора предусмотрены четыре фиксатора.
В 1972—1973 гг. опытный вагон был подвергнут испытаниям на соударения а также ходовым — динамическим и эксплуатационным Как показали испытания перевозка холоднокатаной стали в специализированном вагоне в сравнении существующими способами доставки в полувагонах или на платформах имеет преимущество.
Главные из них — возможность транспортировки в неупакованном виде, удобство закрепления груза от продольного смещения.
В июле 1973 г. опытный вагон принят междуведомственной комиссией, которая рекомендовала осуществить ряд мероприятий по дальнейшему совершенствованию его конструкции.
Алтайским вагоностроительным заводом в 1974 г. по переработанным чертежам с учетом рекомендаций междуведомственной комиссии построена промышленная партия вагонов.
Усилены торцевые стены кузова, а также каркасы полукрыш, которые обшиты гофрированным стальным листом.
Для обеспечения герметизации кузова к обеим нижним обвязкам полукрыш, также к одной из средних прикреплена резиновая прокладка сечением 70Х 5 мм.
Чтобы исключить колебания крыши при движении вагона, на боковых стенках смонтированы специальные фиксаторы. Каждый фиксатор состоит из упоров, приваренных к нижним обвязкам полукрыш, в пазы которых входят штанги, перемещающиеся посредством кривошипного механизма.
Улучшен механизм уравновешивания полукрыш благодаря установке на каждой торцевой стене 10 пружин вместо 6.
При этом вместо специальных пружин в механизме уравновешивания применены стандартные пружины рессорного комплекта тележки ЦНИИ-ХЗ-О.
В вагоне полностью изменена конструкция и расположение лежней и приспособлений для крепления груза от продольных перемещений. Теперь в нем установлено 40 опорных балок в четыре ряда по ширине.
Каждая опорная балка лежней размером 250X250X800 мм шарнирно закреплена на полу вагона и может быть отдельно или одновременно с другими балками в своем ряду повернута на 90°.
Такая конструкция лежней позволяет трансформировать вагон для перевозки рулонов или пачек.
От продольного смещения груз предохраняют четыре балки, расположенные поперек вагона. Каждая упорная балка состоит из двутавра № 30 и снабжена двумя каретками с роликам. Благодаря им банка может перемещаться вдоль вагона по направляющим, установленым внутри кузова примерно посередине боковых стен.
В нужном месте балки крепят к стенам фиксаторами.
Высота расположения упорных балок от опорных поверхностей лежней около 500 м. К каждой балке заподлицо с ее упорными поверхностями приварены дополнительно по два упора, обеспечивающих перекрытие штабеля пачек высотой более 800 мм.
С наружной и внутренней сторон торцевых стен укреплены поручни-ступеньки. Дверей в боковых стенах вагон не имеет.
В 1975 г. вагоны подвергнуты всесторонним испытаниям и переданы в эксплуатацию. Однако вопрос о принадлежности вагонов для перевозки холоднокатаного стального листа, который поднимал журнал «Промышленный транспорт» еще в 1972 г., до настоящего времени не решен. Госплану СССР, Минчермету СССР и МПС СССР необходимо безотлагательно решить вопрос о заказчике таких вагонов.
В настоящее время ВНИИВ проводит исследования, связанные с созданием специализированного вагона для перевозки холоднокатаного стального листа принципиально новой конструкции. Этот вагон будет иметь грузоподъемность на уровне 120—125 т и раскрывающийся кузов оригинальной конструкции. Предварительные технико-экономические расчеты показали, что применение в перспективе таких вагонов позволит еще более усовершенствовать перевозки холоднокатаного стального листа.
*См "Промышленный транспорт 6-1972г"