Итак, вопросы. Для начала - вот такая картинка. Рукописная табличка "Основные техданные вагонов..." Составлена в 1980 году. Оригинал -
на форуме МЖА, спасибо
Антону Ефимову. Чтобы не оффтопить здесь, выкладываю только кусок, касающийся почтарей и багажников:
Теперь рассмотрим
малогофровые почтовые вагоны.
По идее, это должны быть 4 сб, 14 сб, 22 сб и 24 сб. С 4 сб всё ясно. А с остальными - вообще ничего не ясно.
В альбомах 1955 и 1963 года есть только три вагона (16-тонный 4 сб дублируется в обоих альбомах, две другие модели вошли только в альбом-1963). Но согласно таблице в заданный период времени (до 1963 года) должно быть аж четыре почтаря, три из которых 20-тонные.
http://kirill-kravchenko.narod.ru/koffer/vagony/132.gif
Вагон с увеличенной кладовой на стр. 133. По чертежам из альбома нетрудно заметить, что вагон стоит на тележках 2700 мм, которые выпускались до 1957 (?) года, имеет гладкую крышу (если не ошибаюсь, советские заводы перешли на гофрированные крыши как раз с 1957 года), 7 гофров на боку, тамбурную дверь с широким и приподнятым окном (ставились на малогофровые егоровские и калининские вагоны примерно до 1956-1957 года, далее - только на польские плацкартные и межобластные вагоны), и симметричные двери. Логично предположить, что из двух моделей альбома-1963 именно этот вагон - старше. Характерная деталь: расположение окон и дверей у этого вагона такое же, как у
багажно-почтового вагона, в описании к которому указано, что вместимость багажного и почтового отделений идентичны - по 10 т. Важный момент - обратите внимание на достаточно тесный сортировочный зал. У второго вагона он заметно больше.
http://kirill-kravchenko.narod.ru/koffer/vagony/133.gif
А вот вагон на стр. 132 - с большим сортировочным залом, несимметричными дверями (что говорит о грузоподъемности кладовых по 9 и 11 т), гофрированной крышей и 9 гофрами на боку, более современными тележками с базой 2400 мм, более современной входной дверью (узкое и ниже расположенное окно), укороченными вертикальными швеллерами на торцах кузова.
Вообще, доверять картинкам в альбомах на предмет соответствия гофрировке реальности не всегда можно. Тем не менее, в большинстве случаев рисунки соответствуют тому, что было. Составители этих альбомов весьма точны в деталировке чертежей - форма ступенек, окон, гофров, решеток и т.п. обычно неслучайны, проверено на "идентификации" самых разных моделей.
Теперь нужно определиться, который из двух - 14 сб, 22 сб или 24 сб, если предполагать, что все они уже были в производстве к моменту выхода альбома в 1963 году.
В таблице 1980 года именно 14 сб и 22 сб отмечены как вагоны с увеличенной кладовой. Что касается 14 сб, то он "хитрый" - в таблице 1980 года упоминается дважды, и среди почтовых, и среди багажных вагонов. Это весьма странно. Либо 14 сб использовались в разных целях. Либо "летописец" ошибся. И тогда вагон с увеличенной кладовой - это 22 сб, который выпускался долго, как нас уверяют, с 1957 по 1970-й год. Либо 14 сб и 22 сб отличаются незначительно, и чертеж для них один. И тогда всё сходится - кладовые по 10 т, как вы,
старина_U, и видели в тех вагонах, которые "щупали".
Датам, правда, не всегда можно доверять: я не верю в начало производства багажного 14 сб в 1949 году - не то время было, едва-едва налаживали опытный выпуск плацкартных 60-местных вагонов на ЛВЗ. Багажные никак не могли стартовать раньше купейных и почтовых, году в 1952-м. Касательно багажного 37 сб я как раз встречал дату начала выпуска именно 1952 год, а не 1965-й, как указано в таблице. (А если 37 сб с 1952-го, а почтового 14 сб вовсе не было - тогда что такое вообще 14 сб, мираж?) Ну да ладно, к багажным еще вернемся.
Исходя из
сообщения Александра Нигияна на первой странице мы полагаем, что 22 сб, 61-505, 61-514, 61-516 имели одинаковую планировку. Ой ли? Из тех же чертежей, которые выкладывались выше в этой ветке, а также из многочисленных фото мы знаем, что у 61-514 и 61-516 двери кладовых расположены симметрично относительно друг друга (и грузоподъемность их не совпадает - либо 9/11 т, либо 9/13 т). И если у 22 сб, как сообщает
старина_U, кладовые одинаковые по 10 т, то планировка, очевидно, не соответствует 500-м.
И вот почему. Инфа из
курса лекций по организации производства предприятий почтовой связи в Ташкентском электромеханическом институте связи. Кенты в теме, вряд ли брали цифры из головы.
8.2. Подвижной состав и его характеристика
В настоящее время для перевозки почты по железным дорогам используются четырехосные почтовые вагоны цельнометаллической конструкции различных типов. Все типы вагонов оборудованы автономными системами электроосвещения, отопления и водоснабжения, принудительной вентиляцией. Они имеют одинаковый внешний вид и габариты, различаются только внутренней планировкой и грузоподъемностью.
Почтовые вагоны имеют две кладовые (транзитную и маршрутную) и сортировочный зал. В табл. 8.2.1 приведены размеры кладовых и сортировочного зала в почтовых вагонах. В транзитной кладовой перевозятся почтовые отправления (посылки, мешки с корреспонденцией и печатью), уже рассортированные до места назначения и не подлежащие обработке в пути. В маршрутной кладовой помещаются почтовые отправления, которые должны быть рассортированы в пути следования вагона.
Таблица 8.2.1
Тип вагона Макс. масса почты, т. Площадь, м2 кладовых и сортировочного зала
- 4-СБ ........ 16 ........................ 39,4 ........ 21,0
- 14-СБ ........ 20 ........................ 34,8 ........ 12,4
- 22-СБ ........ 20 ........................ 34,8 ........ 17,0
- 61-505 ........ 22 ........................ 34,8 ........ 17,0
- 61-516 ........ 22 ........................ 34,8 ........ 17,0
- 4П2М ........ 22 ........................ 54,8 ........ -
- 517 ........ 26 ........................ - ........ -
Сортировочный зал предназначен для сортировки в пути письменной корреспонденции, мелких посылок и бандеролей и является рабочим местом начальника почтового вагона и его заместителей. Здесь установлены шкафы для сортировки писем. Ящики для сортировки постпакетов и бандеролей, металлический шкаф для хранения ценностей.
Подсобные помещения (купе для отдыха бригады, купе проводника, туалет), коридоры для прохода в тамбур занимают около 40% всей площади вагона.
Разные соотношения площадей кладовых и сортировочного зала позволяют использовать вагоны в соответствии с объемом и характером нагрузки на линии. На магистральных линиях с большим потоком, подлежащим обработке письменной корреспонденции, применяют почтовые вагоны 4-СБ, имеющие большой сортировочный зал.
Вагоны типа
14-СБ с небольшим сортировочным залом курсируют, как правило, на линиях, по которым перевозят посылки, печать и письменную корреспонденцию в прямых мешках. В этих вагонах корреспонденция не сортируется.
На магистральных линиях с большой нагрузкой используют почтовые вагоны
22-СБ, 61-505 и 61-516 с увеличенным залом, достаточным для сортировки корреспонденции в пути следования.
Вагоны
516 с комбинированным электроугольным отоплением, имеют подвагонную магистраль, которая обеспечивает их электроснабжение. Поэтому они могут включаться в состав всех поездов, в перспективе планируется использование их для поштучной перевозки почты. Вагоны
4-СБ, 14-СБ, 22-СБ не имеют подвагонной магистрали, поэтому не могут включаться в состав электровозов и выпускаться промышленностью не будут. Вагоны
61-505 с угольным отоплением имеют подвагонную магистраль, могут включаться в состав электровозов, промышленностью выпускаться не будут.
Вагон
4П2М переоборудован на базе 4-СБ для контейнерных перевозок почты, увеличена транзитная кладовая для контейнеров, маршрутная кладовая предназначена для поштучной перевозки почты, вагоны используются на линиях без обработки почты в пути следования и сопровождаются одним работником. Загрузка контейнеров производится автопогрузчиком.
Есть вероятность, что фото гладкобортного 4 сб во Владивостоке, которое я перевыкладывал с ФГП - и есть переоборудованный вагон 4П2М.
Резюме.
Поэтому я предполагаю, что
вагон с увеличенной кладовой и маленьким сортировочнм залом на стр. 133 - это, как минимум, 14 сб. Возможно, что 22 сб - его вариация, где сортировочный зал был увеличен за счет перепланировки/сокращения жилых помещенй?
Старина_U, рассказывайте, что вы там видели?
Тогда
второй вагон на странице 132 - это 24 сб. На чертеже хорошо видны различные площади кладовых - должны быть как раз 9 и 11 т.