Да,там что-то просматривается,но может в поле зрения попал кронштейн поручня. А вагон на фото уже более поздний чем на заводском фото 1949г.,на нем уже есть водоотлив по всей длине вагона в месте сварного соединения крыши с боковиной и нет отдельного водоотлива над дверью тамбура,как это есть на вагонах 1949г. В сети практически нет фото вагонов таких ранних годов выпуска именно в работе на дорогах СССР,чтобы проследить время перехода на стандартное выполнение надписи в одну строку ниже подоконного пояса,поэтому наверное может быть надпись в две строки выполнялась несколько дольше.Очень может быть! Не две ли надписи там видны, одна над другой?
По поводу электроотопления от сети 3000в. Стал внимательно еще раз просматривать Справочник по индексации вагонов 1968г.По вагонам ГДР в нем есть только Купейные на 38 мест Аммендорф 1965-1966 г.г.( это как раз те вагоны с отоплением 3000в,которые запечатлены на панорамном снимке технического парка ст.Челябинск-Главный из коллекции Е.Казакова и которые работали на Ю-Ур ж.д.) и рестораны Герлиц с отоплением также 3000в 1964-1965г.г.,только количество их неизвестно. А по 1963 году в справочнике по немцам ничего по электроотоплению нет,зато есть такие вагоны(именно с эл/отоплением 3000в) поставки Венгрии 1963г. жесткие купейные на 38 мест.Вот эти вагоны видимо и есть те самые 10 ед.и они входят в число тех самых 115 ед.из отчета управления за 1963 год. Вот интересно также увидеть их где нибудь запечатленными на фото в эксплуатации,и не исключено что также на Ю-Ур ж.д. И были ли еще позднее поставки таких вагонов Венгрией.И еще дополню копилку истории. В 1963 году поставлено:
- 43 вагона с кондиционированием
- 10 вагонов с электроотоплением (интересно, что за система была, неужели 3000?)
- 28 вагонов с буфетным отделением.
Всего на дороги СССР поставлено 908 жестких купейных вагонов из ГДР и 115 из Венгрии.
Выписка из Отчета Главного пассажирского управления за 1963 год, сделана мной
Получаем, что история поставок вагонов с кондиционированием совпадает с той информацией, что приведена в справочнике по индексам ЦМВ 1968 года. 1963 год - это первая партия с МАБ-1 (построенная, судя по справочнику, Аммендорфом). Такие вагоны потом строились в 1964-1966 годах и Аммендорфом и Герлицем.
« Вагоны