Немного текста.
ВАГОНЫ
Трансжелдориздат 1953 год.
7. ТЕЛЕЖКИ ОДИНАРНОГО РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ
Тележки с одинарным рессорным подвешиванием применяются почти исключительно в грузовых вагонах и редко встречаются в пассажирских вагонах, например в багажных (старой постройки).
Тележки грузовых вагонов имеются двух типов: поясные и литые (точнее с литыми боковинами).
......
Бессвязевые тележки свободны от недостатков, свойственных тележкам с поперечными связями (появление трещин в связях), но устранение поперечных связей создаёт благоприятные условия для перекоса колёсных пар (15 — 20 мм на сторону), что ускоряет износ поверхности катания колёс, гребней, подшипников и осевых шеек. Экспериментально установлено, что боковое горизонтальное воздействие на рельсы от бессвязевых тележек на 20 — 30% больше, чем от тележек с нижними поперечными связями. Поэтому в бессвязевых тележках быстрее происходит износ поверхностей катания колёс и подрез гребней.
Тележка с рессорным подвешиванием системы инж. А. Г. Xанина (фиг. 190) имеет боковины, отлитые вместе с корпусами букс1, литую надрессорную балку и двухрежимное пружинное подвешивание с клиновыми амортизаторами.
В последнем варианте тележки системы инж. Ханина предусмотрены боковины с отдельными корпусами букс.
Тележки с литыми боковинами и надрессорными балками,
обычно называемые литыми тележками, имеют базу, равную 1800 мм, колёсные пары с диаметром колёс 900 и 950 мм и комбинированное рессорное подвешивание.*
* прим. Тележки первых выпусков имели рессорные комплекты, состоящие из шести двухрядных пружин, взаимозаменяемые с комбинированными рессорными комплектами.
Такие тележки имеются следующих типов:
1) конструкции Уралвагонзавода (УВЗ) 1937 г.;
2) М-44 (модель 1944 г.);
3) МТ-50 (модель 1950 г.);
4) с рессорным подвешиванием системы инж. А. Г. Ханина.
Литые тележки обладают большой прочностью и в эксплуатации являются более надёжными, чем поясные.
Боковины тележек УВЗ (фиг. 186) отливаются отдельно от корпусов букс; последние вставляются в специальные гнёзда, расположенные по кон
цам боковин, поэтому выкатка колёсных пар производится сравнительно просто, поднятием одного конца тележки. Поперечные связи в этой тележке такого же типа, как и в поясных. Литые надрессорные балки тележки выполнены по форме бруса равного сопротивления изгибу и имеют коробчатое замкнутое сечение.
Тележка типа М-44 имеет стальные литые боковины, отлитые заодно с корпусами букс (фиг. 187).
В тележках М-44 упразднена нижняя поперечная связь и соединение надрессорной балки с боковинами производится цилиндрическими вогнутыми поверхностями колонок, в которые входят выпуклые цилиндрические приливы надрессорной балки (фиг. 188). Перемещения боковин ограничиваются радиально расположенными упорными буртами надрессорной балки. Соединение боковин с надрессорной балкой в бессвязевых тележках можно также осуществить по одному из вариантов, указанных на фиг. 189.
Упразднение нижней поперечной связи и отливка корпусов букс за одно целое с боковиной уменьшают общий вес необрессоренных частей тележки на 275 кг по сравнению с тележкой со вставными буксами.
Но в корпусы букс, отлитых заодно с боковиной, трудно установить роликовые подшипники. Поэтому Уралвагонзавод спроектировал новую бессвязевую тележку (типа МТ-50), с отъёмными корпусами букс и надрессорной литой балкой типа М-44.
Тележка МТ-50 имеет боковину, подобную боковине тележки УВЗ, но соединение надрессорной балки с боковиной осуществлено по типу тележки М-44. Вновь строящиеся грузовые вагоны имеют тележки типа МТ-50.
Тара тележки типа УВЗ составляет 4,65 т, а тележки МТ-50 — 4,48 т. Характеристики пружин и рессор приводятся в табл. 22.
Клинья размещены по концам надрессорной балки в особых углублениях и своими вертикальными гранями соприкасаются со сменными планками, укреплёнными на колонках боковины. Угол наклона клиньев равен 45°. Боковина отличается от боковин тележек других типов тем, что имеет увеличенное среднее окно для размещения пружин (размером 650х450 мм), в связи с чем возросла и база тележки до 1850 мм.
В зависимости от типа вагона и его грузоподъёмности рессорное подвешивание имеет 5 — 7 комплектов пружин. Каждый комплект пружин имеет большую пружину (d = 33 мм, D = 156 мм, Нсв = 221 мм и n = 3,8) и последовательно соединённую с ней через особый стакан малую пружину (d=19 мм, D = 69 мм, Нсв = 139 мм и n =5). Глубина стакана, равная 120 мм, подобрана так, что при нагрузках до 1,43 т на комплект обе пружины работают последовательно и имеют жёсткость 404 кг/см, а при нагрузках выше 1,43 т малая пружина полностью погружается в стакан и жёсткость всего комплекта становится равной жёсткости большой пружины — 822 кг/см.
Вертикальная нагрузка от каждого клина передаётся на один комплект пружин, опирающихся на боковину тележки. Когда полезная нагрузка в вагоне не превышает 9 т, то пружинные комплекты имеют статический прогиб 19 мм. С увеличением полезной нагрузки свыше 19 т малая пружина выключается. Статический прогиб рессорного подвешивания системы инж. Ханина достигает 30 мм для полезной нагрузки 50 — 60 т.
Боковые поперечные перемещения надрессорной балки в этой тележке амортизируются поперечной упругостью пружинных комплектов и силами трения клиньев. Во время испытаний тележка системы инж. Ханина показала хорошие ходовые качества в вертикальном и горизонтальном направлениях как при полной, так и частичной загрузке вагона. К положительным качествам этой тележки следует также отнести отсутствие тяжёлых и дорогих эллиптических рессор. Вес тележки (проектный) составляет 4,75 т.
Бессвязевые тележки свободны от недостатков, свойственных тележкам с поперечными связями (появление трещин в связях), но устранение поперечных связей создаёт благоприятные условия для перекоса колёсных пар (15 — 20 мм на сторону), что ускоряет износ поверхности катания колёс, гребней, подшипников и осевых шеек. Экспериментально установлено, что боковое горизонтальное воздействие на рельсы от бессвязевых тележек на 20 — 30% больше, чем от тележек с нижними поперечными связями. Поэтому в бессвязевых тележках быстрее происходит износ поверхностей катания колёс и подрез гребней.
Тележка с рессорным подвешиванием системы инж. А. Г. Xанина (фиг. 190) имеет боковины, отлитые вместе с корпусами букс
*, литую надрессорную балку и двухрежимное пружинное подвешивание с клиновыми амортизаторами.
*прим. В последнем варианте тележки системы инж. Ханина предусмотрены боковины с отдельными корпусами букс.
Клинья размещены по концам надрессорной балки в особых углублениях и своими вертикальными гранями соприкасаются со сменными планками, укреплёнными на колонках боковины. Угол наклона клиньев равен 45°. Боковина отличается от боковин тележек других типов тем, что имеет увеличенное среднее окно для размещения пружин (размером 650х450 мм), в связи с чем возросла и база тележки до 1 850 мм.
В зависимости от типа вагона и его грузоподъёмности рессорное подвешивание имеет 5 — 7 комплектов пружин. Каждый комплект пружин имеет большую пружину (d = 33 мм, D = 156 мм, Нсв = 221 мм и n = 3,8) и последовательно соединённую с ней через особый стакан малую пружину (d=19 мм, D = 69 мм, Нсв = 139 мм и n =5). Глубина стакана, равная 120 мм, подобрана так, что при нагрузках до 1,43 т на комплект обе пружины работают последовательно и имеют жёсткость 404 кг/см, а при нагрузках выше 1,43 т малая пружина полностью погружается в стакан и жёсткость всего комплекта становится равной жёсткости большой пружины — 822 кг/см.
Вертикальная нагрузка от каждого клина передаётся на один комплект пружин, опирающихся на боковину тележки. Когда полезная нагрузка в вагоне не превышает 9 т, то пружинные комплекты имеют статический прогиб 19 мм. С увеличением полезной нагрузки свыше 19 т малая пружина выключается. Статический прогиб рессорного подвешивания системы инж. Ханина достигает 30 мм для полезной нагрузки 50 — 60 т.
Боковые поперечные перемещения надрессорной балки в этой тележке амортизируются поперечной упругостью пружинных комплектов и силами трения клиньев. Во время испытаний тележка системы инж. Ханина показала хорошие ходовые качества в вертикальном и горизонтальном направлениях как при полной, так и частичной загрузке вагона. К положительным качествам этой тележки следует также отнести отсутствие тяжёлых и дорогих эллиптических рессор. Вес тележки (проектный) составляет 4,75 т.