ngrw_paul писал(а): ↑Чт янв 12, 2023 10:39 am
Всем доброго времени суток!
Вот тут
viewtopic.php?style=7&f=19&t=6347&start=10 обсуждалась тема сборки из кита финского крытого вагона типа Gb.
В этой связи имеется важный для меня вопрос к сообществу.
Если наши НТВ сплошняком попадали к финнам в качестве трофеев и до сих пор имеются в каких-то там музеях (не был, не знаю), то есть ли свидетельства присутствия таких вот финских вагонов на территории СССР после войны? Например, в каких-нибудь ПМСах или СМП? Уж очень хочется что-то создать не "по мотивам", а под конкретный прототип.
Заранее спасибо!
И да! Финским не владею, поэтому "ихие" сайты для меня - сродни китайской грамоте!
Любопытно. Недавно как раз заинтересовался финскими вагонами. Но меня больше Ga интересовали времен Российской Империи. Поэтому порылся на финских сайтах. Гугл-переводчик может спасти не владеющих по-фински.
![Wink ;)](./images/smilies/icon_e_wink.gif)
Насколько я понял, с финскими вагонами была такая ситуация - сперва были Ga тоже на 40 человек и 8 лошадей, но финской конструкции. Утверждать наверняка не возьмусь, но похоже, что обращались они только на территории Финляндского княжества (или как там его официально называли). Название дороги и номер были финские. По-русски дублировалась только вместимость. Потом, как я понимаю, в рамках стандартизации для прямого сообщения вагонов финнам "навязали" НТВ. При этом создается впечатление, что некоторым финнам гораздо больше нравится старенький Ga и внедрение более прогрессивного НТВ они связывают с имперской политикой "русификации".
![Mr. Green :mrgreen:](./images/smilies/icon_mrgreen.gif)
Но с выпуском НТВ на финских заводах была сложность - где-то встречал информацию, что у финнов не хватало древесины твердых пород (дуб и т.п.), которые необходимы для изготовления вертикальных стоек на НТВ. Поэтому финны стали выпускать НТВ с металлическими стойками. В Финляндии они сперва были обозначены Gb и там уже обозначения дублировались по-русски и вагоны вполне могли ходить по всей Империи. Но в 1921 году уже в независимой Финляндии обозначение вагонов НТВ с металлическими стойками меняют на Gd, а обозначение Gb присваивают новому типу вагонов довольно архаичного вида и конструкции. Точную информацию я не встречал, но можно предположить что в 20-е годы металла не хватало и он был дорогой, поэтому решили построить нечто похожее на старые финские вагоны, но с деревянными стойками как у НТВ и при этом из местных материалов. Возможно этим и объясняется большее число обвязочных стоек на финском Gb 1921 года по сравнению с российским НТВ. До войны вагоны Ga, Gb и Gd использовались параллельно.
После выхода из войны Финляндия не была оккупирована, но на ее территории разместились советские войска и финские ЖД стали обслуживать советские воинские перевозки, сохраняя при этом свою независимость. Поэтому дербанить финскую ЖД не было необходимости, тем более, что финнам, вероятно, и самим вагонов не хватало. Насколько я понимаю, репарации с Финляндии были относительно небольшие и в качестве репараций получали продукцию машиностроения (например, узкоклейные паровозы). Хотя некоторые финские локомотивы и вагоны тоже попали в СССР в качестве трофеев или по репарациям, но их было относительно немного и по репарациям, видимо, старались брать более современные. Фото трофейных пассажирских финских вагонов я встречал, а вот крытых вагонов не видел. Но в любом случае, думаю брать по репарациям финские Gb с их архаичной конструкцией, большого смысла не было. На мой взгляд, финские Gd, представляющие собой НТВ с металлическими стойками, были куда более предпочтительны. Хотя фото таких НТВ в послевоенном СССР я что-то тоже не припоминаю. Ну, и нужно учитывать, что после выхода из войны, финны возвращали многие советские локомотивы и вагоны, ранее попавшие к ним в качестве трофеев. И, если не ошибаюсь, то наши тоже некоторые трофейные финские локомотивы им потом возвратили. Поэтому, на мой взгляд, использование в послевоенном СССР трофейных финских вагонов Gb с советскими обозначениями очень маловероятно.
Другой вопрос - могли ли финские вагоны Ga, Gb и Gd с финскими обозначениями заходить на территорию СССР в предвоенные годы или после войны? Ширина колеи-то практически одна и та же...
![Wink ;)](./images/smilies/icon_e_wink.gif)
Например, мне встречались фотографии немецких крытых вагонов Gr (они могли использоваться на русской колее) с обозначениями DRG в предвоенные годы на территории СССР. И в Прибалтику перед войной советские вагоны тоже заходили без проблем - фотки тоже имеются.