ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ И ВАГОНОВ-РЕСТОРАНОВ
- [ВАГОНЫ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕНИЯ]
- Вагоны для международного сообщения (габарита RIC) ниже и уже "обычных" (обычных для нас) пассажирских вагонов. Основной отличительный признак - крыша у них высокая - "горбом", промежуток между окнами и крышей небольшой.
Пока не буду растекаться мыслию по древу, описывая различия моделей этих вагонов.
Проще один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому предлагаю пройти СЮДА, и заглянуть в раздел раздел "Вагоны для международного сообщения"
ВАГОНЫ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО СООБЩЕНИЯ
Безгофровые (гладкобортные) вагоны.
Не надо путать с современными безгофровыми. Здесь о них речь не идёт.
В данном случае нас интересуют довоенные и послевоенные гладкобортники. Вероятность, что вам удастся найти неизвестную фотографию довоенного гладкобортного ЦМВ — ничтожно мала, вероятность найти сам такой вагон, доживший до наших дней в хоть каком-нибудь виде — ещё меньше. Ну а вдруг..
Поэтому рекомендую на всякий случай ознакомиться с веткой о
довоенных гладкобортных ЦМВ.
После войны гладкобортные вагоны выпускали три завода: ЛВСЗ им. Егорова и Лианозовский ВСЗ — в СССР, и ВСЗ Цегельского (им. Сталина) в Польше.
В принципе, для вагонов
завода Егорова и
Лианозовского завода есть отдельные темы, а для гладкобортного поляка
66W — так и вообще персональная тема, но вопрос в том, что определить принадлежность большинства гладкобортников тому или иному заводу по внешним признакам довольно трудно. Разве что вагон сфотографирован на заводе, или если на “живом” вагоне, который вы фотографируете, есть заводская табличка. Табличку следует искать внизу котлового торца вагона с правой стороны. У поляков — под единственным на весь вагон угольным ящиком. У Лианозовцев и Егоровцев — на самом угольном ящике (желательно табличку поскрести, чтобы увидеть год постройки вагона). Если табличка не нашлась на положенном месте, поищите на противоположном торце (иногда таблички встречаются и там).
В случае, если определить принадлежность вагона тому или иному заводу не получается, фотографии можно разместить в
общей теме по послевоенным гладкобортникам.
Схема гофрирования 2-2-0. (Нет надоконных гофров).
а надоконный молдинг присутствует.
Собственно, вагоны с такой схемой гофрирования выпускали два завода в ГДР, и один — в Венгрии.
Давайте сразу отсеем
венгра. Основной его отличительный признак — вентиляционная решетка типа (4) на боковине крыши над рабочим тамбуром (см. раздел "ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ"
предыдущего поста). Если крыши не видно, или вагон сфотографирован со стороны нерабочего тамбура, выявить венгра поможет табличка «МЕСТ СПАЛЬНЫХ - ...» (в отличие от лаконичной немецкой таблички «МЕСТ-..»). Если же качество фото такое, что видно только, что табличка есть, а что на ней написано, не разобрать - смотрим на её расположение. Табличка у немцев находится над гофрами подоконного пояса, а у венгров — между гофрами..
Заводская табличка у венгров находится внизу на правом угольном ящике котлового торца вагона.
Теперь перейдем к немцам:
Схема гофрирования 2-2-0, бесфорточные окна плюс вентрешетка по типу (2) над дверью рабочего тамбура, плюс встроенные угольные ящики и отсутствие внешних вертикальных балок на торцах вагона — добро пожаловать в тему по
Аммендорфу 47 .
Схема гофрирования 2-2-0, окна с форточками, окна в котельном отделении нет, вентрешетки нет, открытые подножки, над дверями водосточные желобы, на крыше кукуки — перед нами немец
1948-1949 годов выпуска.
Схема гофрирования 2-2-0, окна с форточками, вентрешетка по типу (1), на крыше кукуки, окно в котельном отделении есть — немец
1950-1952годов выпуска.
Схема гофрирования 2-2-0, окна с форточками, вентрешетка по типу (1) или по типу (2), на крыше дефлекторы Чеснокова — немец
1953-1957 годов выпуска.
Схема гофрирования 2-2-0, окна без форточек, вентрешетка по типу (1) или по типу (2), на крыше дефлекторы Чеснокова — немец
1957-1962 годов выпуска.
Схема гофрирования 2-2-1. (На месте надоконного молдинга надоконный гофр)
Это может быть или Аммендорф, или Герлиц, начиная с 1963 года. Различить их по внешним признакам практически невозможно. Так что все валим в тему по
Аммендорфу 47. Если есть подтверждение, что вагон изготовлен герлицем, пишем — что это Герлиц.
Заводские таблички у немцев находятся на подножках со стороны рабочего тамбура над верхней ступенькой.
Схема гофрирования 2-2-1.
(Имеется и надоконный молдинг, а единственный надоконный гофр расположен посередине надоконного же пояса обшивки вагона).
Вагоны с такой схемой гофрирования выпускали аж четыре завода: ЛВСЗ им. Егорова, Лианозовский ВСЗ, Калининский ВСЗ, и ВСЗ Цегельского.
Считаем широкие окна. Если их восемь — перед нами купейный егоровец.
32 места, телеги ЦМВ, окна с форточками, один угольный ящик, отсутствие встроенных хвостовых сигналов — модель
3сб завода Егорова.
16 мест, телеги КВЗ-5, окна без форточек, четыре угольных ящика, круглые хвостовые сигналы, дефлекторры Чеснокова на крыше сгруппированы по три — модель
15сб того же завода. (В наше время, конечно, телеги могут быть уже КВЗ-ЦНИИ, и хвостовые сигналы заменены на современные, и дефлекторы Чеснокова — на кукуки)
Если широких окон больше, чем восемь.
Это плацкарт либо сидячка.
Телеги ЦМВ, окна с форточками, «ранние калининские» двери, «ранние советские» закрытые подножки, подвагонный генератор с плоскоременным приводом,один угольный ящик, буфера — это лианозовец либо калининец. Поскольку внешне они неотличимы, то, если заводскую табличку, расположенную на угольном ящике, не видно — отправляем фотографию к
ранним калининцам. Если есть лианозовская табличка — к
лианозовцам.
Телеги ЦМВ, окна с форточками, «польско-егоровские» двери, четыре угольных ящика, подвагонный генератор с плоскоременным приводом, буфера, брезентовое переходное суфле, десять? дефлекторов на крыше со котловой стороны — поляк модели
66W. Заводская табличка — справа внизу на котловом торце под угольным ящиком.
Телеги КВЗ-5, окна с форточками или без, «на просвет» видны окна противоположного борта, пять дефлекторов на крыше с некотловой стороны, на борту табличка «МЕСТ ДЛЯ СИДЕНИЯ -...» -
польская сидячка 903А или 904А.
Телеги КВЗ-5, окна без форточек, десять дефлекторов на крыше с котловой стороны, облегченная упругая площадка, два узких окна по котловому борту со стороны котлового же тамбура - польский плацкартник
908А.
То же самое, телеги могут быть или КВЗ-5 или КВЗ-ЦНИИ, суфле или брезентовое, или резиновое, упругая площадка или буфера, одно узкое окно по котловому борту со стороны котлового тамбура — плацкартный поляк моделей
909А — 912А.
Схема гофрирования 2- 2 -2.
Однозначный
венгр.
Схема гофрирования 2-3-1 —
ранний калининец.
Схема гофрирования 2-3-2 —
ранний калининец.
Схема гофрирования 2-3-3 —
ранний калининец.
Схема гофрирования 5-2-1 - 8 широких окон. Егоровский купейный
23сб или 36сб.
- []
- Схема гофрирования 5-3-2.
Считаем широкие окна. Если их восемь — это 61-504, реинкарнация модели 23сб.
Если больше — это калининский вагон. Плацкарт или сидячка.
Окна с форточками — ранний калининец.
Окна без форточек.
С котлового борта с котловой же стороны три узких окна, причём второе и третье, если считать от двери, ближе друг к другу. Четыре угольных ящика без гофров, телеги КВЗ-ЦНИИ – I, на крыше по «котловому» борту — десять дефлекторов Чеснокова - калининский вагон ЦМВО-66.
Всё почти то же самое, но на угольных ящках есть гофры, а в котельной нет окна — калининец 61-425