Из книги: «Подвижной состав и тяга поездов» Трансжелдориздат, 1961 г
Полувагоны
Массовые перевозки угля, кокса, руды, леса, рельсов, сахарной свеклы и других грузов производятся в полувагонах
(табл. 10).
По устройству кузова полувагоны различают: с металлической обрешеткой и деревянной обшивкой
(рис. 218), а также цельнометаллической конструкции.
Первые имеют боковые фермы раскосно-стоечной конструкции с хорошо центрированными узлами. Это обеспечивает работу элементов фермы только на продольные усилия. Нижняя обвязка фермы выполнена из угольника 150 х 100 х 12 мм. К более широкой полке угольника привариваются стойки и раскосы. Угловые и шкворневые стойки изготовляются штамповкой из листа 7 мм. Для промежуточных и дверных стоек используется зетобразный профиль сечением 100 х 75 х 6,5 мм. Раскосы с одиночными гофрами штампуются из полосовой стали сечением 140 х 8 мм. Это обеспечивает устойчивость и восприятие распорных усилий. Верхняя обвязка фермы изготовлена из швеллера № 14. Облицовочная доска толщиной 40 мм в нижней и 35 мм в верхней частях кузова прикрепляется болтами к девяти элементам фермы, внутренние поверхности которых расположены в одной плоскости. Торцовые двустворчатые двери соединяются шарнирно с угловыми стойками. Вверху двери запираются специальным замком, внизу – упираются в порог на буферном брусе и могут воспринимать усилия распора и инерции груза.
Для увязки различного рода грузов к стойкам боковой фермы снаружи и к нижнему обвязочному угольнику внутри привариваются увязочные кольца. Лесные скобы шарнирно прикрепляются к внутренней стороне боковых стен. Рама полувагона имеет хребтовую балку из двух зетов, усиленных двутавром; двутаврового сечения шкворневую балку, состоящую из вертикального листа толщиной 10 мм и двух горизонтальных листов толщиной 12 мм. Средняя часть шкворневой балки соединяется с хребтовой балкой, а концы ее привариваются к нижней обвязке боковой фермы. Промежуточные балки рамы также двутаврового сечения, сварены из листов меньших по сравнению со шкворневой балкой размеров. Концевые брусья рамы изготовлены из штамповки Г-образной формы, усиленной внизу ребрами жесткости. К верхнему листу бруса приварен порог для торцовых дверей
За последнее время вагоностроительные заводы изготовили несколько образцов полувагонов облегченной конструкции. На
рис. 218 показан полувагон грузоподъемностью 60 т, построенный из низколегированных сталей, на тележках ЦНИИ-Х-3-0 с роликовыми подшипниками. Тара этого полувагона 20,3 т, что на 2,4 т меньше тары типового полувагона.
В связи с тем, что в построенных полувагонах имелись неиспользованные запасы прочности в раме, кузове и тележках, в 1955 г. повышена их грузоподъемность с 60 до 62 т, что улучшило технико-экономические показатели эксплуатируемых полувагонов.