Опытная цистерна для перевозки жидкой серы
Серу получают выплавкой из самородных серных руд; из серных колчеданов путем прокаливания в специальных печах без доступа воздуха или же восстановлением полученного из колчедана сернистого ангидрида углем и сероводородом.
Применяется для производства серной и сернистой кислот, сернистых металлов, сероуглерода, сернистых красителей, ультрамарина, для вулканизации каучуков, для формования, в производстве синтетического каучука, для изготовления спичек и пороха, в пиротехнике, для дезинфекции и уничтожения насекомых, для борьбы с грибковыми заболеваниями виноградных лоз, фруктовых деревьев и плодов.
Различают газовую серу, природную, очищенную и серный цвет.
Газовая комовая сера – продукт переработки промышленных газов, содержащих серу.
Природная комовая сера – продукт выплавки самородных серных руд. По внешнему виду комовая сера представляет собой куски серы различной величины, от зеленовато-желтого до светло-желтого цвета в изломе, без посторонних включений (щепок, войлока и т. п.) и без загрязнений поверхности кусков. Выпускают три сорта комовой серы.
Газовую и природную серу выпускают также в виде молотой серы. Последнюю по гранулометрическому составу делят на два класса: А и Б.
Очищенная сера используемая в производстве дымных порохов, – это кристаллический продукт от светло-желтого до серовато-желтого цвета. Получают ее очисткой комовой серы путем перегонки или путем плавления и фильтрации.
Серный цвет – порошкообразный продукт лимонно-желтого цвета. Получают его термической возгонкой комовой серы или серного концентрата.
Химические свойства. При повышенной температуре сера вступает в соединение с металлами и многими неметаллами. Заметное взаимодействие с кислородом наблюдается лишь при повышенных температурах. На воздухе загорается примерно при 360°C. Пыль серы в воздухе иногда взрывается.
Комовую серу перевозят навалом в крытых вагонах, молотую – в бумажных мешках, серный цвет – в деревянных бочках и ящиках. В специальных железнодорожных цистернах перевозят расплавленную серу.
В практике перевозки грузов по железным дорогам нашей страны перевозка серы в расплавленном виде в цистернах осуществлялась в 1968 году в виде опыта впервые. Такие перевозки широко осуществляются в отдельных зарубежных странах и считаются вполне рациональными. Точных данных об экономической целесообразности перевозки серы в расплавленном виде в цистернах, в сравнении с существующим способом перевозки серы в твердом состоянии, на период 1968 года не имелось. Следует, однако, отметить, что перевозка серы в расплавленном виде в цистернах будет иметь важное значение прежде всегда для тех предприятий, которые по технологии производственного процесса потребляют серу исключительно в расплавленном виде и для этой цели вынуждены иметь относительно сложные коммуникации и устройства для ее плавления. Кроме того, перевозка серы в расплавленном виде в цистернах позволит осуществить комплексную механизацию по выгрузке и перемещению серы, благодаря чему рабочие освободятся от тяжелого и вредного труда. В дальнейшем такой способ транспортировки серы доказал свою экономическую целесообразность и выпуск цистерн для жидкой серы начался серийно.
Цистерна изготовлена ЖЗТМ и предназначена для перевозки по железным дорогам серы в расплавленном виде и рассчитана на работу при температуре окружающего воздуха +50 –50°С. Грузоподъемность цистерны 56,6т, тара 26,74т. Основные узлы цистерны: четырехосная платформа, котел, опора и крепление котла, электропроводка и арматурный ящик, двухсторонняя лестница и помост. В комплект четырехосной платформы входят рама образца 1962г с базой 7800мм, две двухосные тележки типа ЦНИИ-Х3-О на подшипниках качения или скольжения, автосцепка, автотормоз и стояночный тормоз.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЦИСТЕРНЫ
Грузоподъемность, т
...................................................................................................................................... 56,6
Емкость котла:
полная, м
3 ........................................................................................................................................................... 31,8
полезная, м
3 ...................................................................................................................................................... 31,8
Тара, т
.................................................................................................................................................................. 26,7
Длина рамы:
по лобовым листам, мм
................................................................................................................................. 10800
по осям сцепления автосцепки, мм
.......................................................................................................... 12020
Расстояние между шкворнями пятников тележек (база), мм
....................................................... 7800
Ширина рамы (по шкворневым балкам), мм
........................................................................................ 3000
Высота оси автосцепки от головки рельса, мм
.................................................................................... 1040
Внутренний диаметр котла, мм
.................................................................................................................. 2000
Общая длина котла (наружная) по кожуху изоляции, мм
............................................................... 10890
Условное давление в котле, атм
............................................................................................................... 2
Нагрузка:
от оси на рельсы, т
.......................................................................................................................................... 20,8
на 1 пог.м пути, т
............................................................................................................................................. 6,9
Удельный объем котла, м
3/т
...................................................................................................................... 0,56
Коэффициент тары
........................................................................................................................................... 0,47
Габарит
................................................................................................................................................................. 02-Т
Конструктивная скорость, км/ч
................................................................................................................. 120
Котел цистерны изготовлен из двухслойной стали марки Ст.3 + Х18Н10Т толщиной 8-12мм. Емкость котла полная 31,8т. В верхней части котла предусмотрен люк, крышка которого имеет два запорных вентиля для продувки. Котел оборудован указателем уровня налива, предохранительным клапаном и нижним сливным прибором. Внутренний диаметр котла 2000мм, наружная длинна котла с изоляцией 10890мм.
Для предохранения серы от быстрого остывания котел имеет наружную термоизоляцию из супертонкого волокна, уложенного отдельными листами, завернутыми в стеклоткань. Снаружи изоляция надежно защищена металлическим кожухом из тонкой листовой стали.
Разогрев застывшей серы перед выгрузкой ведется мощными трубчатыми электронагревателями, равномерно размещенными по периметру котла между его стенками и изоляцией. Питание электронагревателей осуществляется от посторонней сети напряжением 380В через удобные разъемные штепсельные соединения, расположенные в арматурном ящике.
Включенные в схему электронагревателей четыре терморегулятора надежно предохраняют котел от местных перегревов и при достижении температуры 140°С в любой группе элементов автоматически отключают ее от электропитания.
Наружная поверхность кожуха изоляции, детали автотормоза, автосцепки и арматурный ящик окрашены в серый цвет, рама в зеленый. Наружная лестница с поручнями и площадками имеет черный цвет. Вдоль всего кожуха с обеих сторон нанесена желтая полоса на днищах котла круг зеленого цвета, окантованный желтой полосой.