4-осные цистерны американской постройки

Первое новое сообщение

Аватара пользователя 1.ГойкоМитич » Пн май 18, 2020 4:41 am

В альбоме калибровочных типов 1953 года обнаружил интересный эскиз цистерны калибровочного типа 75 (253) грузоподъемностью 37,5т с двумя колпаками.

061.jpg

293.jpg

По вместимости, составляющей около 10000 галлонов можно предположить, что это цистерны американской постройки, попавшие в СССР во врем Второй Мировой войны (возможно, по ленд-лизу). Долго искал их следы на фото и кинохронике, пока наконец их не обнаружил.

Ссылка на источник - сайт net-film.ru
КИНОЖУРНАЛ НАУКА И ТЕХНИКА 1948 № 1
Студия Центрнаучфильм (ЦНФ)
Режиссер: С. Чулков, В. Левин, В. Гребнев, В. Астафьев, Д. Яшин
Операторы: В. Афанасьев, Б. Синицин, И. Талуев, Я. Толчан

Аннотация
1. Клады земли. Азербайджан, Баку. Проведение геологической разведки по поиску полезных ископаемых на суше и в воде.
Товарный поезд с цистернами.
На кадрах вторая цистерна после паровоза

002.jpg

003.jpg

и еще одна в середине состава

010.jpg

011.jpg

Насколько я понял, такие цистерны строились в период Второй Мировой Войны и активно использовались в Европе после высадки союзников в Нормандии. Некоторые из этих цистерн эксплуатировались после войны и сохранились до настоящего времени. Приведу некоторые фото из Европы, которые мне удалось найти.

Ссылка на источник

12356909_1692750540970935_3448880374476008905_o.jpg

На фото имеются цистерны примерно одного вида, но разной конструкции - есть из трех продольных листов с тремя швами - по два внизу на каждой стороне цистерны и один шов сверху по центру, а есть из четырех продольных листов с четырьмя швами - сверху и снизу на каждой стороне цистерны.

ссылка на источник

USA-TC-wagon-citerne-1226.jpg

Ссылки на источник остальных фото, к сожалению, привести не смогу

877046ad211972f7f064006334a6d254.jpg

970b6e2f6c153a8d5579783b080a4968.jpg

981fe0f260583d1498548240a7f5acf8.jpg

Модель похожей цистерны в последнее время выпускалась фирмой Roco.
Ссылка на источник

228612.jpg

Ссылка на источник

Roco-66871.jpg

Цитата

Аватара пользователя 2.Владимир » Пн май 18, 2020 9:20 am

В альбоме калибровочных типов 1953 года обнаружил интересный эскиз цистерны калибровочного типа 75 (253) грузоподъемностью 37,5т с двумя колпаками.
По вместимости, составляющей около 10000 галлонов можно предположить, что это цистерны американской постройки, попавшие в СССР во врем Второй Мировой войны (возможно, по ленд-лизу). Долго искал их следы на фото и кинохронике, пока наконец их не обнаружил.
Эта цистерна засветилась и раньше на одной из фотографий(четвертая цистерна от паровоза на фото).
Я предполагаю, что эти цистерны использовались американской армией для снабжения своих воиск и населения в Западном Берлине и каким-то образом попала в СССР, как и некоторые другие американские грузовые вагоны.
Один из таких вагонов хранится в музее в Польше.
Вложения

amercisterna -1.jpg

PKP 2-dome tank car , Kościerzyna Railway Museum.jpg

Цитата

Аватара пользователя 3.ГойкоМитич » Пн май 18, 2020 5:05 pm

Эта цистерна засветилась и раньше на одной из фотографий(четвертая цистерна от паровоза на фото).
Тоже встречал эту фотографию, но на ней цистерна видна не очень хорошо, поэтому были сомнения. Но если сравнить с хроникой, то действительно она. По хронике еще очень хорошо видно, что американка почти такого же диаметра, как и идущая перед ней 25т советская цистерна. А по длине вполне можно принять за две 25т. Я на нее обратил внимание из-за более низкого колпака. В дальнейшем буду обращать внимание именно на это - возможно, найдутся еще какие-нибудь материалы.

Кстати, интересно, что на кадрах кинохроники у этих цистерн не заметно каких-либо лестниц и площадок возле колпаков. А на приведенном вами фото лестница с площадкой заметна очень хорошо.

Я предполагаю, что эти цистерны использовались американской армией для снабжения своих воиск и населения в Западном Берлине и каким-то образом попала в СССР, как и некоторые другие американские грузовые вагоны.
Я думаю, что в СССР они попали по ленд-лизу вместе с американскими платформами. Платформы точно официально поставлялись в СССР - есть заводское фото из США с советскими обозначениями на платформе. Для 37,5т цистерн выделили отдельный калибровочный тип, в справочнике по калибровочной типизации цистерн западноевропейских типов приведены номера цистерн, относящихся к 253 калибровочному типу - полностью занимают интервал номеров от 1-527-430 до 1-527-449 (по таблице номеров 1956 года этот диапазон номеров отведен для 4-осных цистерн разной грузоподъемности Ордж ЖД), кроме того, в таблице номеров 1950 и 1956 года интервал номеров от 287-801 до 287-999 (Стгр ЖД в 1950г и Прив ЖД в 1956г) отведен для 4-осных цистерн грузоподъемностью 38 тонн. Поскольку по таблицам калибровки имеется единственный тип 75 (253) грузоподъемностью 37,5т и нет других типов грузоподъемностью 38 тонн, можно предположить, что эти номера на Сталинградской (Приволжской) ЖД также были присвоены цистернам 75 (253) калибровочного типа. Думаю, все это в совокупности дает достаточно оснований предположить, что цистерны 37,5т поставлялись в СССР официально.

Например, в г. Белев (Тульская обл.) в составе мемориала "Воинский эшелон" есть американская 4-осная цистерна, судя по фотографиям, вместимостью 7000-8000 галлонов. Вот ее калибровочный тип обнаружить в таблицах и справочниках мне пока не удалось, поэтому можно предположить, что она попала в СССР неофициально. Может быть через Иран, может как трофей через Францию и Германию, может каким-нибудь другим путем...

Ссылка на источник

orig_01.jpg

orig_02.jpg

orig_03.jpg

orig_04.jpg

orig_05.jpg

orig_06.jpg

orig_07.jpg

В экспозиции указана информация, что это цистерна тип 6010 американского производства, выпущенная в 1930-1940-х годах.
Я нашел в интернете (Calgary's Heritage Park Historical Village, Канада) похожую цистерну, но 6010 - это ее номер, а не тип.

Описание на сайте и Гугл-перевод:
Among other artifacts in the Heritage Park collection is tank car 6010, built in 1935 and formerly owned by The Canadian General Transit (CGTX), who leased them to railways.
In 1930, there were 104 different commodities being shipped (such as acid and vinegar) in 140,000 tank cars but by 1939, 15,000 less tank cars due to the Depression. Older ones (mostly with wooden exteriors) were then dismantled.

Среди других артефактов коллекции Heritage Park - цистерна 6010, построенная в 1935 году и ранее принадлежавшая канадскому General Transit (CGTX), который сдавал их в аренду железным дорогам.
В 1930 году было отправлено 104 различных товара (таких как кислота и уксус) в 140 000 цистерн, но к 1939 году из-за депрессии на 15 000 меньше цистерн. Старые (в основном с деревянной отделкой) были демонтированы.
Ссылка на источник

Heritage Park_1_July_2014_CGTX_5010_TankCar.jpg

Цитата

Аватара пользователя 4.ГойкоМитич » Пн май 18, 2020 6:50 pm

Еще несколько фотографий 37,5т цистерны с сайта польской ассоциации железнодорожных энтузиастов.

Ссылка на источник

dscf2320www.jpg

dscf2335www.jpg

dscf2345www.jpg

dscf2348www.jpg

Цитата

5.Меланж » Пн май 18, 2020 10:53 pm

Например, в г. Белев (Тульская обл.) в составе мемориала "Воинский эшелон" есть американская 4-осная цистерна - скорее всего поставлялась в СССР для технологических нужд в составе какого то поезда или оборудования, в последствии переделанная в СССР для каких то нужд. Очень она старая и по конструкции нетипичная для ж.д северной Америки того времени.
Цитата
Интересы: N Scale American Trains
Мои фото вагонов;
https://www.flickr.com/photos/152648222@N04/

6.И.В.А.Н. » Вт май 19, 2020 1:55 am

Например, в г. Белев (Тульская обл.) в составе мемориала "Воинский эшелон" есть американская 4-осная цистерна, судя по фотографиям, вместимостью 7000-8000 галлонов. Вот ее калибровочный тип обнаружить в таблицах и справочниках мне пока не удалось, поэтому можно предположить, что она попала в СССР неофициально. Может быть через Иран, может как трофей через Францию и Германию, может каким-нибудь другим путем...

Ссылка на источник

orig_01.jpg

orig_02.jpg

orig_03.jpg

orig_04.jpg

orig_05.jpg

orig_06.jpg

orig_07.jpg


Уважаемый Гойко Митич, простите за офф.топ..
но как Вам удалось сохранить картиники с этого яндексхдзена?!
да еще и в JPG (!)
:shock: :shock: :shock:
Цитата

Аватара пользователя 7.ГойкоМитич » Вт май 19, 2020 2:34 am

Уважаемый Гойко Митич, простите за офф.топ..
но как Вам удалось сохранить картиники с этого яндексхдзена?!
да еще и в JPG (!)
:shock: :shock: :shock:
[Оффтопик]
Давно дело было - что я тогда сделал уже не вспомню. Вспомнил!
Делал так - лупу на картинку, она увеличится, ПКМ - открыть в новом окне. Перейти в окно с картинкой. В конце адресной строки вместо "/scale_2400" забить "/orig", нажать энтер - откроется оригинальный большой файл. Ну, и его уже сохранять - можно с заменой расширения на джипег (в окне сохранения тип файла - выбираешь "все файлы", вводишь любое имя и в конце добавляешь ".jpg").
Последний раз редактировалось ГойкоМитич Вт май 19, 2020 3:00 am, всего редактировалось 2 раза.
Цитата

Аватара пользователя 8.ГойкоМитич » Вт май 19, 2020 2:50 am

Например, в г. Белев (Тульская обл.) в составе мемориала "Воинский эшелон" есть американская 4-осная цистерна - скорее всего поставлялась в СССР для технологических нужд в составе какого то поезда или оборудования, в последствии переделанная в СССР для каких то нужд. Очень она старая и по конструкции нетипичная для ж.д северной Америки того времени.
Возможно, вы правы - эта цистерна могла поступить по ленд-лизу вместе с оборудованием для какого-нибудь химического завода, например, по производству пороха или бензина. По крайней мере, если раньше она принадлежала "Щекиноазот", то вполне вероятно использовалась как технологическая.
Цитата

9.И.В.А.Н. » Вт май 19, 2020 3:25 am

[Оффтопик]
Давно дело было - что я тогда сделал уже не вспомню. Вспомнил!
Делал так - лупу на картинку, она увеличится, ПКМ - открыть в новом окне. Перейти в окно с картинкой. В конце адресной строки вместо "/scale_2400" забить "/orig", нажать энтер - откроется оригинальный большой файл. Ну, и его уже сохранять - можно с заменой расширения на джипег (в окне сохранения тип файла - выбираешь "все файлы", вводишь любое имя и в конце добавляешь ".jpg").

ГОЙКО МИТИЧ!
ОГРОМНОЕ СПАСИБИЩЩЕ !!!
:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
Цитата

Аватара пользователя 10.Владимир » Вт май 19, 2020 10:54 am


Я думаю, что в СССР они попали по ленд-лизу вместе с американскими платформами. Платформы точно официально поставлялись в СССР - есть заводское фото из США с советскими обозначениями на платформе. ...
Согласно американской статистики в СССР по Ленд-Лизу было отправлено 10000 платформ. Правда не все дошли.
Официальный документ представлен ниже. (Там также думпкары, паровозы Ша, Е и Тепловозы Да)
Но он не отражает всех поставок, часть поставок было сделано как прямые закупки. Например отсутствуют паровозы Давенпорт, цистерны указаны только 50 тонные (хотя были и 40 тонные).
Я почитал немного по американским цистернам того периода, там были распространены с одним или с тремя колпаками, двухколпаковые были достаточно редкими.
Но на фотографии Транспортного корпуса в Европе представлена переправка через ЛаМанш из Саутгемптона как раз двухколпаковых цистерн.
То что они представлены в калибровочных таблицах, показывает что они были в достаточно больших количествах (здорово вы постарались, я так глубоко не копал)
Вложения

Lend Lease-4.jpg

LaMans1945-3.jpg

Цитата
Поле сортировки

« Вагоны