Цистерны для улучшенной серной кислоты.
Для перевозки улучшенной серной кислоты выпускается цистерны с котлом из двухслойной стали емкостью 32м3 грузоподъемностью 60т. Тара цистерны 20,53т. Ранее такие цистерны имели котел, полностью изготовленный из нержавеющей стали, грузоподъемность цистерны 59т.
В листовой двухслойной стали, идущей на изготовление котла, плакирующий слой (слой нержавеющей стали) имеет толщину от 1,5 до 2,5мм, что составляет только 1302кг, или 24о/о от общего веса всей листовой стали, идущей на изготовление котла. Остальной металл 4083кг - углеродистая сталь.
Цистерна для перевозки улучшенной серной кислоты постройки 1963 года (Котел цистерны выполнен из нержавейки),
подъезной путь Воскресенского химического завода, фото 1997 года.
Цистерна для перевозки улучшенной серной кислоты состоит из герметичного цилиндрического котла и платформы серийного производства конструкции - 1957г с базой 7120мм, конструкции 1962г - с базой 7800мм, оборудованной двумя двухосными тележками ЦНИИ-Х3-0, автосцепкой и автотормозом. Платформу можно изготавливать как на тележках с подшипниками скольжения, так и на тележках с подшипниками качения. В последнем случае платформа дополнительно оборудуется стояночным тормозом с быстрым отпуском.
Котел в средней части прикреплен лапами к лапам рамы. Такое крепление предотвращает продольное смещение котла. По концам котел притянут четырьмя хомутами к лежневым опорам общей площадью 2,5м2, составленным из деревянных брусков и вертикальных металлических диафрагм с направляющими желобами. Крепление хомутами предотвращает котел от вертикальных и поперечных перемещений. Натяжение стяжных хомутов регулируется винтовыми муфтами.
Котел цистерны изготавливается из двухслойной стали марки Ст.20 +Х17Н13М2Т (ЭИ 448).
Основные узлы котла: обечайка, днища котла и колпак.
Обечайка выполнена из листов толщиной 9мм, кроме нижнего (броневого) листа, имеющего толщину 11мм. В нижней части обечайки в середине вваривается поддон, предназначенный для возможности полного слива продукта, скопления и последующего удаления осадка. В нижней части обечайки уклон со стрелой прогиба в зоне поддона имеет не менее 20мм. Внутренний диаметр котла 2000мм, общая длинна котла 10414мм. Вес котла 5386кг.
Два днища котла с пониженной эллиптичностью имеют толщину 12мм. Емкость колпака, вваренного в верхний лист обечайки, 0,68 м3. Колпак служит дополнительным резервуаром для размещения продукта при возможных изменениях температуры и сохраняет обечайку котла от коррозии, которая может поражать металл, главным образом, в зоне раздела фаз (по линии раздела продукта с воздухом). Наличие колпака позволяет заливать котел продуктом полностью, в результате опасная зона находится в колпаке и имеет сокращенные размеры. Колпак выполнен из двухслойного листа толщиной 8мм, он состоит из обечайки и днища пониженной эллиптичности. На днище колпака размещена следующая арматура:
труба налива-слива;
предохранительно-впускной клапан, рассчитанный на рабочее давление 2,5атм. и вакуум 0,2атм.;
кран воздушного рукава для создания начального подпора продукта при его сливе насосами и выхода воздуха при наполнении цистерны;
лазовый люк, на крышке которого расположен патрубок для промывки котла и отбора проб.
Для удобства обслуживания на цистерне установлена наружная лестница с площадками (одной поперечной и двумя продольными). С наружной стороны площадки ограждены поручнями для безопасности работы.
Наружная поверхность котла и приборов на колпаке, наружная лестница с площадками и поручнями, а также хомуты крепления котла на раме окрашены в черный цвет, рама цистерны и опоры котла в зеленый, детали автотормоза и автосцепки в серый или шаровый цвет.
В цистернах, поставляемых МПС, рама цистерны, опоры котла, детали автотормоза и автосцепок также окрашены в серый или шаровый цвет. На поверхность котла с обеих сторон посередине нанесена желтая полоса. На днищах котла нанесен круг зеленого цвета, вокруг которого имеется белая окантовка. На цистернах, поставляемых МПС, вместо зеленого круга нанесен квадрат желтого цвета.
В отличие от цистерны емкостью 32м3 цистерна емкостью 36м3 имеет несколько увеличенную емкость котла и большую грузоподъемность 63тонны. Котел ее изготовлен из двухслойной стали.
Цистерна для перевозки улучшенной серной килоты (Калибровочный тип 55)
ст. Ожерелье, фото 2006 года.
Общий вид цистерны для перевозки улучшенной серной кислоты (грузоподъемностью 63 т):
1 — котел; 2 — крепление котла на раме; 3 — . наружная; 4 — предохранителъно-впускной 5 — крышка люка; 6 — платформа; 7 — люк для проб; 8 — кран воздушного рукава; 9 — у окончания наполнения; 10 — устройство налива.
Применение стали ВМСТЗ + ЭИ943, обладающей хорошей коррозионной стойкостью в улучшенной серной кислоте, дало возможность обеспечить полную сохранность химической чистоты перевозимого продукта и увеличить срок службы цистерны. Цистерна выполнена без расширительного колпака.
В листовой двухслойной стали, идущей на изготовление котла, плакирующий слой (слой нержавеющей стали) находится в пределах от 1,5 до 2,5 мм, что составляет 22,7о/о, или 1237 кг общего веса всей листовой стали, идущей на изготовление котла. Таким образом, экономия нержавеющей стали составляет 77,3о/о, или 4218кг. Опытная цистерна для перевозки улучшенной серной кислоты состоит из герметичного цилиндрического котла и платформы серийного производства, оборудованной двумя двухосными тележками ЦНИИ-ХЗ-О, типовой автосцепкой и автотормозом. Платформу можно изготавливать как на тележках с подшипниками скольжения, так и на тележках с подшипниками качения. В последнем случае платформу дополнительно оборудуют стояночным тормозом с быстрым отпуском.
Котел имеющимися лапами прикреплен в средней части к лапам рамы. Такое крепление предотвращает продольные смещения котла. По концам котел притянут четырьмя хомутами к лежневым опорам общей площадью 3,45м2, составленным из деревянных брусков и вертикальных металлических диафрагм с направляющими желобами. Это предотвращает его от вертикальных и поперечных перемещений. Натяжение стяжных хомутов регулируется винтовыми муфтами.
Котел состоит из обечайки, двух эллиптических днищ и люка-лаза. Обечайка выполнена из листов толщиной 9мм, кроме нижнего (броневого листа), изготовленного из листов толщиной 10мм. В средней части обечайки вварен поддон для возможности полного слива продукта, скопления и последующего удаления возможного осадка. В нижней части обечайки имеется уклон к поддону со стрелой прогиба в зоне поддона не менее 20мм.
Днища котла имеют пониженную эллиптичность, толщина их 10мм.
Люк-лаз вварен в верхний лист обечайки и закрывается плоской крышкой, на которой установлена труба налива-слива.
На котле имеется следующее оборудование:
предохранительно-впускной клапан, рассчитанный на рабочее давление 0,5атм. и вакуум 0,2атм.;
кран воздушного рукава, который служит для создания начального подпора продукта при сливе его насосами и выхода воздуха при наполнении цистерны;
лючок для отбора проб и промывки котла;
указатель окончания наполнения котла.
Для удобства обслуживания на цистерне установлена наружная лестница с площадками (одной поперечной и двумя продольными).
С наружной стороны площадки ограждены поручнями.
В целях предотвращения скольжения, особенно в зимнее время, площадки выполнены из рифленого железа с вырезами для стока воды.
Наружная поверхность котла, приборов на крышке и хомуты крепления котла на раме окрашены в черный цвет эмалью. Рама цистерны и опоры котла окрашены в зеленый цвет, детали автотормоза и автосцепки — в серый или шаровой цвет.
Болты и муфты стяжных хомутов, наружная лестница с площадками и поручнями окрашены в черный цвет лаком.
Для цистерн, поставляемых МПС, рама цистерны, опоры котла, детали автотормоза и автосцепок должны быть окрашены в серый или шаровой цвет.
На поверхности котла с обеих сторон посередине имеется желтая полоса.
На днищах котла нанесен круг зеленого цвета, вокруг которого имеется белая окантовка; на цистернах, поставляемых МПС, имеется квадрат желтого цвета.
Грузоподъемность ......63т
Емкость котла
полная ........... 36,955м3
полезная ......... 34,02м3
Тара ............ 20,59т
Длина рамы
по осям сцепления автосцепок.....12020мм
по лобовым листам ..... 10800мм
База цистерны, мм ....... 7800мм
Ширина рамы (по шкворневым балкам)......3000мм
Высота оси автосцепки от головки рельса....1040—1080мм
Внутренний диаметр котла....2200мм
Общая длина котла....10040мм
Рабочее давление в котле.....0,5атм
Нагрузка от оси на рельсы....20,86т
Габарит....02-Т
Конструктивная скорость....120км/ч
Вес котла (обечайки, днищ, поддона и люка).....5244кг