Трофейные полувагоны

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 704 раза
Поблагодарили: 476 раз

Трофейные полувагоны

#1 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

В фотогалерее "Паровоз ИС" наткнулся на интересное фото из коллекции Егора Казакова. На фото паровоз 9П с прицепленным трофейным полувагоном.


Описание фото
Паровоз 9П-469 с двухосным полувагоном, Каслинский завод, Челябинская обл.
Автор: Егор Казаков (колл.) | Фото сделано 195?, опубликовано 2.II.2019.
Ссылка на источник
20190201_635524.jpg

Вагон немецкий тип "Villach", обозначение Ommru

Если я правильно помню, относится к категории Krigsbauart (Военной постройки), буква "r" в обозначении вагона говорит о возможности эксплуатации на русской колее.

На сайте Дрезденского музея транспорта в архиве вагоностроения Гёрлиц есть несколько заводских фотографий таких вагонов с января 1941 года по февраль 1942 года.

Ссылка на источник
1_fotografie-zweiachsiger-offener-gueterwagen-gattung-ommru-laengsansicht-sonderanschrift-fu.jpg


Ссылка на источник
fotografie-zweiachsiger-offener-gueterwagen-der-deutschen-reichsbahn-gattung-ommru-laengsa.jpg


Ссылка на источник
1_fotografie-zweiachsiger-offener-gueterwagen-gattung-ommru-stirnansicht-spurweite-1435-mm-1.jpg


Ссылка на источник
1_fotografie-zweiachsiger-offener-gueterwagen-der-deutschen-reichsbahn-gattung-ommru-draufsi.jpg


Ссылка на источник
1_fotografie-zweiachsiger-offener-gueterwagen-der-deutschen-reichsbahn-gattung-ommru-stirnan.jpg


Ссылка на источник
1_fotografie-einteiliger-zwoelfraedriger-straSsenroller-culemeyer-mit-310-mm-fahrschienenhoe.jpg


Судя по надписям на вагоне, он имеет следующие характеристики:
Грузоподъемность нормальная 20т
Грузоподъемность максимальная 21т
Площадь пола 24 кв.м.
Длина кузова внутри 8,7м
Длина по буферам 10,1м
Тара 10,2т (насколько я понимаю, может варьироваться на несколько сотен килограмм)
Колесная база 6м
Тормоз Гильдебрандт-Кнорра

На первом фото вагон за №4697 имеет на борту надпись, что вагон работает между Bf Karf O/S и Bf Berlin-Rummelsburg и для этого маршрута одобрена нормальная грузоподъемность 27,5т и максимальная 29т.

И.В.А.Н.
Сообщения: 1115
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 1115 раз
Поблагодарили: 192 раза

Re: Трофейные полувагоны

#2 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

От себя добавлю:
на фото Челябинского трофейного вагона слева
на борту, в верхней части, между крайних стоек каркаса заметна маленькая прямоугольная узкая коробочка
( окрашивалась в красный с белой надписью ) - в ней должен находиться, согласно надписи, тех.паспорт вагона.
Размещалась на одном из бортов грузового вагона.
Данный элемент, принятый еще в довоенный период
(30-е ? более точную дату не знаю...) был присущ нашим грузовым вагонам эксплуатировавшимся на отечественой ЖД, где-то до конца 50 -х...:roll:

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 704 раза
Поблагодарили: 476 раз

Re: Трофейные полувагоны

#3 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

И.В.А.Н. писал(а):
Чт окт 17, 2024 2:40 am
Данный элемент, принятый еще в довоенный период
(30-е ? более точную дату не знаю...) был присущ нашим грузовым вагонам эксплуатировавшимся на отечественой ЖД, где-то до конца 50 -х...:roll:
Этот ящик размещался на всех вагонах в обязательном порядке или попадались в эксплуатации вагоны и без этих ящиков?

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 704 раза
Поблагодарили: 476 раз

Re: Трофейные полувагоны

#4 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Продублирую здесь фото из темы паровозов Ша и Шу (ссылка на сообщение).
На заднем плане из-за паровоза выглядывает как раз такой трофейный полувагон Villach. Фото паровоза Ша-153 найдено в сообществе ВК "Советская железнодорожная коллекция"

KzfcP1qvOdY.jpg

И.В.А.Н.
Сообщения: 1115
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 1115 раз
Поблагодарили: 192 раза

Re: Трофейные полувагоны

#5 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

ГойкоМитич писал(а):
Чт окт 17, 2024 5:12 pm
И.В.А.Н. писал(а):
Чт окт 17, 2024 2:40 am
Данный элемент, принятый еще в довоенный период
(30-е ? более точную дату не знаю...) был присущ нашим грузовым вагонам эксплуатировавшимся на отечественой ЖД, где-то до конца 50 -х...:roll:
Этот ящик размещался на всех вагонах в обязательном порядке или попадались в эксплуатации вагоны и без этих ящиков?
думаю, что в обязательном, с определенного периода, но он распологался только на одном из бортов вагона,
(у меня есть фото НТВ времен ВОВ) , поэтому, к сож. сложно атрибутировать точную дату когда их стали устанавливать ..
Есть видимо официальное распоряжение по сети МПС, но к сож. не обладаю такой информацией....

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 704 раза
Поблагодарили: 476 раз

Re: Трофейные полувагоны

#6 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

На сайте eisenbahnstiftung.de нашел интересную фотографию трофейного полувагона с Литовской припиской. На фото 1941 года изображен состав с советскими военнопленными в Гомеле.
На первом полувагоне изображен необычно крупный символ НКПС, хорошо читается дорога приписки "ЛИТ", но при этом сохранено и старое название литовской ЖД периода независимости "Lietuvos Geležinkeliai" и номер 7053. Любопытно, что и символ НКПС и название дороги с номером размещены на второй секции борта и только знак грузоподъемности "10т" уехал на третью секцию справа от двери. По идее, символ НКПС должен был располагаться на первой секции, но видимо предвоенные правила размещения знаков и надписей были на такими строгими.

В статье о номерах вагонов (журнал "Вагоны и вагонное хозяйство" №4 за 2020 год, стр.44-45) Павел Кашин отмечал, что в Прибалтийских государствах существовали свои собственные системы нумерации и при вхождении в состав СССР планировалась постепенная перенумерация, но из-за войны это сделать не успели и старая нумерация сохранялась как минимум до 1945 года. Однако, Павел Кашин указывает, что "грузовые вагоны Литовской дороги нумеровались в интервале 16-450 --- 31-801", тогда как полувагон Литовской дороги на фото имеет номер 7053. В качестве гипотезы можно предположить, что этот вагон попал в Литву из Польши в конце 1939 года с присоединением Вильнюса и его просто не успели перенумеровать до вхождения в состав СССР. Но эту гипотезу еще нужно проверять - смотреть какие номера были у польских вагонов в Вильно. Сам вагон, согласно описанию фотографии на сайте eisenbahnstiftung.de, представляет собой прусский О-вагон по типоразмеру IIc4.2, который мог принадлежать и польским, и литовским дорогам.
[Описание фото и поправленный гугл-перевод]
Russische Kriegsgefangene (4)

Russische Soldaten im Bahnhof Gomel auf dem Weg in die Gefangenschaft. Zum Ende des Zweiten Weltkriegs kehrten sich die Vorzeichen um und im Kriegsgefangenenlager 189 in Gomel wurden deutsche Kriegsgefangene interniert. Der kleine Wagen links im Bild ist im übrigen ein alter preussischer O-Wagen nach Musterblatt IIc4.2 (1941) Foto: RVM (Scherl)

Русские военнопленные (4)

Русские солдаты на вокзале Гомеля по пути в плен. В конце Второй мировой войны знаки поменяли местами и немецких военнопленных интернировали в лагерь для военнопленных № 189 в Гомеле. Маленький вагон слева на снимке — старый прусский О-вагон по типоразмеру IIc4.2 (1941 г.). Фото: RVM (Scherl)
Ссылка на источник
32902.jpg

Jarda
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: Сб дек 04, 2010 5:52 pm
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 62 раза

Re: Трофейные полувагоны

#7 Непрочитанное сообщение Jarda »

Платформа редкая с будкой одна из первых.
Полувагон Пруссак или kkStB

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 704 раза
Поблагодарили: 476 раз

Re: Трофейные полувагоны

#8 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

На сайте Латвийского ЖД-музея тоже нашлась любопытная фотография трофейных полувагонов в мае 1946г. в г. Елагва.

Качество фото плохое, но кое-какие символы разобрать можно. Символ МПС уже расположены левее на первой секции борта. На второй секции сверху короткая надпись - вероятно, название дороги ЛИТ или ЛАТ, ниже в два ряда прибалтийское название дороги в период независимости, еще ниже более короткая надпись - вероятно, номер (скорее всего, из 4 цифр). Обозначение грузоподъемности - справа от двери.

Можно предположить, что после присоединения к СССР на вагонах оставили старое название дорог (относящееся к периоду независимости), чтобы обозначить, что указанный на вагоне номер не общесоюзный, а относится к данной конкретной прибалтийской дороге. После перенумерования вагонов с присвоением общесоюзного номера необходимость в указании местных прибалтийских дорог исчезала и знаки и надписи наносились уже общепринятым способом. Любопытно, что даже в мае 1946 года в Прибалтике встречались не перенумерованные вагоны. Хотя, надо отметить, что полувагоны эти старые, вероятно, используются в рабочих поездах и в местном сообщении - видимо, перенумеровывать просто смысла не было. Проще было оставить как есть до списания.

Ссылка на источник
Фото: Железная дорога на сахарном заводе в Елгаве. На реверсе карандашом написано «Май 1946 года, Елгава».
3626.jpg

Jarda
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: Сб дек 04, 2010 5:52 pm
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 62 раза

Re: Трофейные полувагоны

#9 Непрочитанное сообщение Jarda »

Прусский железный полувагон, полувагон с будкой Баварский.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 704 раза
Поблагодарили: 476 раз

Re: Трофейные полувагоны

#10 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

На сайте net-film.ru наткнулся на фрагмент кинохроники с трофейными полувагонми. Качество плохое, но насколько смог разобрать, вероятнее всего, типа Om Konigsberg, Breslau и Essen, которые были очень похожи внешне и отличались по технологии. Konigsberg - клепанные с взаимозаменяемые деталями, а Breslau и Essen - сварные. [UPD от 22.10.2024: Вагоны из кинохроники, вероятно, относятся к типу Villach]

Ссылка на источник
Место съёмки указано СССР, Украина. Дата 1955г.
Screenshot_20241019_153515_com.huawei.browser.jpg
Screenshot_20241019_153638_com.huawei.browser.jpg
Screenshot_20241019_153654_com.huawei.browser.jpg
Screenshot_20241019_153708_com.huawei.browser.jpg
Последний вагон имеет закругленную будку, можно предположить, что относится к более позднему типу Breslau или Essen. [UPD от 22.10.2024г. Тормозная будка последнего вагона такая же, как на полувагонах типа Villach]


[UPD от 22.10.2024г. Среди трофеев также встречались полувагоны типов Om Konigsberg, Breslau и Essen]
На сайте trainingone.ru есть любопытная статья об этих полувагонах и их моделях, где можно найти эскизы этих вагонов.
Ссылка на источник
real-car-om-konigsberg-drawing.jpg
real-car-om-breslau-drawing.jpg
real-car-om-essen-drawing.jpg
Последний раз редактировалось ГойкоМитич Вт окт 22, 2024 8:59 am, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Вагоны»