Паровой кран Я5 грузо­подъём­но­с­тью 7,5 тонн

Сообщение
Автор
mosengine
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Вт ноя 26, 2013 9:45 pm
Откуда: Нерезиновая
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 38 раз

Re: Паровой кран Я5 грузо­подъём­но­с­тью 7,5 тонн

#41 Непрочитанное сообщение mosengine »

"Январец" на гусеничном ходу. Магадан, бухта Нагаева, 40-е.
Погрузочно-разгрузочные работы в порту бухты Нагаева.
Погрузочно-разгрузочные работы в порту бухты Нагаева.
По следам взрывов в бухте Нагаева. 1947 год

victor15
Сообщения: 119
Зарегистрирован: Вс июл 19, 2015 12:22 am
Имя: виктор
Поблагодарили: 49 раз

Re: Паровой кран Я5 грузо­подъём­но­с­тью 7,5 тонн

#42 Непрочитанное сообщение victor15 »

В бухте Нагаева.
Это Январец 6 т.
Вот он на рисунке.
Вложения
IMGP5938.JPG

victor15
Сообщения: 119
Зарегистрирован: Вс июл 19, 2015 12:22 am
Имя: виктор
Поблагодарили: 49 раз

Re: Паровой кран Я5 грузо­подъём­но­с­тью 7,5 тонн

#43 Непрочитанное сообщение victor15 »

фото с rcforum.ru
Январец 7.5 т
ст. Ковылкино 1944
Вложения
ст Ковылкино 1944.jpg

Аватара пользователя
September17
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Чт дек 28, 2023 12:34 pm
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 8 раз

Re: Паровой кран Я5 грузо­подъём­но­с­тью 7,5 тонн

#44 Непрочитанное сообщение September17 »

Как-то задавался для себя вопросом по поводу внешнего вида и текста кузовных овальных табличек кранов Одесского завода им. январского восстания.

Поскольку в СССР и в последствии в России культура сохранения объектов транспорта, включая подъёмно-транспортные и строительные машины, общественного транспорта и другой техники не получила широкой популярности, то многая техника к сожалению безвозвратно утеряна и осталась только на фотографиях. Хорошо ещё если хотя бы на фотографиях, а порой и даже нормальное фото найти не получается. Таким образом, при желании что-то узнать, приходится по крупицам пытаться восстановить искомое, прибегая к различным методам размышления, включая индукцию и дедукцию. Иногда конечно может повезти и что-то идёт прямо в руки, но это редчайшие случаи.

Ближе к теме. Данные однотипные таблички с овальной формой устанавливались заводом на краны: автомобильный АК-1; железнодорожные Я-2; Я-5; Я-45. Рассматриваемые таблички представляют собой литой барельеф, который для всех кранов был идентичен по форме, размеру, и скорее всего по набору основного текста. Предположительно различие между этими табличками было лишь в указанной марке крана, его номере и в годе выпуска.
На Госкаталоге есть фотография АК-1, где по крайней мере, что-то можно разобрать из деталей таблички: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=52815191 . На данном фото отчётливо различим крупный текст:
- вверху читаются аббревиатуры "НКТМ СССР";
- далее видна эмблема (по-видимому, переплетение заглавных букв ОТМ - оборудование транспортного машиностроения);
- ниже под эмблемой аббревиатура "ГУПТО";
- ниже следуют три строчки, каждая из которых имеет свой размер шрифта. Проведя анализ наименований, применявшихся к заводу в 30-40 гг, можно полагать, что эти три строчки содержали следующий текст (применительно к крану АК-1): первая из них - "завод подъемно-транспортного оборудования"; вторая шрифтом крупнее - "им. Январского восстания"; третья строка - "кран АК-1 № хххх 1939 г" (39 год указан, как пример. Строили АК-1 с 1936 по 1941 год.);
- внизу видно название города - "ОДЕССА".

Если необходимо, то можно расшифровать все аббревиатуры: НКТМ - Народный комиссариат тяжёлого машиностроения; ГУПТО - главное управление подъёмно-транспортного оборудования. Хотя официально расшифровывалось, как Главное управление по производству и монтажу подъемно-транспортного оборудования (ГУПТО). ГУПТО существовало с 1937 по 1940 год. Хронология переименований приведена здесь: https://guides.rusarchives.ru/funds/gla ... -sssr-1937 .

Примерно отрисовал эскиз такой типовой овальной таблички для крана АК-1 (прилагается в сообщении). Крепление таблички осуществлялось, очевидно, в 4 точках. Высота табличек (и для автомобильных и для ж/д кранов), судя по её соотношению с головой крановщика, была порядка 250 мм. Все мои доводы носят скорее гипотетический характер, так как дополнительных сведений для доказательства (или опровержения) приведённых соображений у меня пока нет. Если кто-то обладает доп. информацией или может быть имеет живой образец такой таблички (мало ли, а вдруг), или если кто имеет чертёж, то мне (может и ещё кому-то) было бы интересно узнать больше исторических деталей по таким табличкам.
Вложения
АК-1
АК-1
АК-1 (смутно различимы длины строк и их количество)
АК-1 (смутно различимы длины строк и их количество)
Табличка завода им. Январского восстания (предположительное содержание)
Табличка завода им. Январского восстания (предположительное содержание)
Искусство управления государственными делами состоит в том, чтобы предвидеть неизбежное и способствовать его свершению (Шарль Морис де Талейран-Перигор)

Ответить

Вернуться в «Спецтехника»