Теперь препарируем книгу
Л.Е. Концерович
ПОВОРОТНЫЕ УСТРОЙСТВА
для
ЛОКОМОТИВОВ
ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ
1955
Для обеспечения нормальной работы при ведении поезда локомотивы должны ставиться в голове поезда передним ходом, т. е. быть повёрнуты относительно направления движения так, как предусмотрено их конструкцией.
Паровозы нормально должны быть повёрнуты вперёд дымовой трубой, тепловозы — вперёд радиатором. Электровозы и некоторые типы тепловозов оборудованы двумя постами управления, поэтому их в пунктах оборота не поворачивают.
Станции, где предусмотрен поворот локомотивов, должны иметь поворотные круги, треугольники или петли.
Треугольники для поворота локомотивов
Треугольник представляет собой основной вид путевого поворотного устройства для локомотивов. Достоинствами треугольников являются: простота конструкции и содержания, лёгкость ремонта, возможность постройки и восстановления в весьма короткий срок, надёжность в работе, относительная дешевизна его сооружения при благоприятных топографических условиях.
К недостаткам треугольников можно отнести потребность в значительной площади для их размещения, а также большие пробеги локомотивов при их повороте на треугольниках, что в ряде случаев затрудняет применение последних.
Наиболее распространённым треугольником является симметричный с прямым основным путём (фиг. 1).
С эксплуатационной точки зрения этот треугольник чрезвычайно удобен, стрелки на нём могут ставиться отжимные; возможно расположение его параллельно другим устройствам. Внутри треугольника в ряде случаев размещаются сооружения депо (пути склада, кочегарные канавы и др.).
В целях экономии площади и материалов верхнего строения пути часто применяют треугольник в форме звезды (фиг. 2).
Петли
На фиг. 3 изображена петля для поворота локомотивов. Достоинством петли является возможность поворачивания на ней не только локомотивов, но и целых составов для передачи поезда с приёмного пути на путь обратного направления.
Применение петли для поворота локомотива целесообразно, если её расположение хорошо увязывается со схемой станции и депо.
Пятиугольники
Для экономии площади иногда могут быть применены для поворота локомотивов пятиугольники в форме звезды (фиг. 4)
или М-образного вида (фиг. 5).
Пятиугольники имеют незначительные преимущества в экономии площади перед треугольниками.
Однако сложность конструкции пятиугольника не может противостоять при нормальных условиях небольшой экономии от занимаемой площади, а поэтому применение пятиугольников может иметь место лишь в крайних случаях, когда этим сохраняются от сноса ценные здания или достигается большая экономия в строительных затратах.
Пятиугольники на железных дорогах СССР не нашли применения.
Поворотные круги
Поворотные круги по сравнению с другими поворотными устройствами наиболее компактны, занимают мало места и одновременно могут служить средством для въезда в стойла веерного депо.
Поворот локомотива на круге требует незначительного времени (3—4 мин.), поэтому круги наряду с треугольниками являются основным типом поворотных устройств.
Поворотные круги на тяговой территории могут размещаться: а) когда центр круга совпадает с геометрическим центром окружности, образуемой стенами здания веерного депо (веерное депо с кругом); б) на пути въезда в стойла прямоугольного или ступенчатого депо и в) на одном из проходных или тупиковых путей депо. Круги на тупиковых путях в современных депо не размещаются, так как при этом не обеспечивается поточность экипировки локомотивов; однако в депо старой постройки такое расположение кругов встре¬чается довольно часто.
При веерном или другом типе депо с въездом через поворотный круг даже незначительная неисправность круга или сход локомотива с рельсов на круге или на пути подхода к нему парализуют нормальную работу депо и могут вызвать серьёзные затруднения в выдаче локомотивов под поезда. В силу этого постройка депо с въездом через поворотный круг допускается в настоящее время только в исключительных случаях с разрешения Министерства путей сообщения.
Применение кругов, не замыкающих депо, не вызывает таких затруднений, так как в случае порчи круга невозможен будет только поворот локомотива, вся же остальная работа депо проходит нормально.