Унифицированный вокзал (Вюртемберг)
- Arendatr
- Сообщения: 520
- Зарегистрирован: Вт май 31, 2011 4:52 pm
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Унифицированный вокзал (Вюртемберг)
Перевод статьи в немецкой википедии (и собственное небольшое исследование)
Унифицированный вокзал - это обозначение для стандартных зданиий пассажирских вокзалов, которые Королевские Вюртембергские государственные железные дороги (KWStE) строили преимущественно для второстепенных веток. За период с 1892 по примерно 1903 год по всей стране было возникло 59 зданий в 3 различных вариантах.
Историю пока опускаю, т.к. меня больше интересуют виды зданий и их модели.
Типы и оснащение
возводились в зависимости от значения вокзала в 3 разных вариантах (I, IIa, IIIa), причем для больших позже был разработан соответствующий вытянутый вариант (IIb, IIIb). Тип не зависел напрямую от категории вокзала, в большинстве случаев типы I и II возводились для вокзального класса IV ("остановка"), а тип III для класса III ("станция"). Общим для всех является центральный корпус здания, к которому с одной стороны подстраивался товарный склад, а с другой - зал ожидания (в большинстве случаев открытый).
Зал ожидания имеет размеры 5×5 м. Если вокзал еще эксплуатировался, то в большинстве случаев зал заменялся на современный павильон для ожидания. Только Owen и Unterlenningen используются вплоть до сегодняшнего дня. Товарный склад типов I и II имеет ширину 5,8 м, у типа III она составляет 6,4 м. Длина постоянно варьировалась в зависимости от ожидаемых объемов грузов, часто склад должен был дополнительно удлиняться. Зал ожидания и товарный склад возводили в дощатом варианте, без замуровывания фахверка, крыши покрывались оцинкованным железом. На каждой из станций было типовое здание туалета, которое из соображений гигиены располагалось на удалении от пассажирской станции. Здесь также находилось место для складирования отдельно служебных и частных дров. При жилых вокзалах типов II и III всегда имелся огород для железнодорожного персонала.
Typ IIa (in Steinheim an der Murr)
Typ IIa aus Kupferzell im Freilandmuseum Wackershofen (Juni 2007)
Typ IIIa (in Brackenheim), Plan von etwa 1896)
Стиль
(в разработке)
Модели
Строившиеся чаще других типы IIa и IIIa нашли свое воплощение в программах производителей моделей железных дорог: Kibri предлагает тип IIa как "Bahnhof Unterlenningen" в масштабе N и как "Bahnhof Dettingen" в H0. У Faller имеется тип IIIa в H0 как модель вокзала Güglinger. Фирма Toppmodell предлагает набор вокзала Honau, предшественника типа III, в масштабе HO.
Kibri 37704 N Bahnhof "Unterlenningen:
Kibri 39507 H0 Bahnhof Dettingen:
Faller 110107 Bahnhof Güglingen:
Toppmodell S-13001 Einheitsbahnhof Typ I:
Вокзал Güglingen
Поскольку модель Faller мне понравилось больше всего, то решил поискать его прототип. Вот его старые фотографии (источник):
07.04.1963 (почтовый вагон DB KDPosti 0151 Stg)
31.07.1963 (пассажирский вагон DB KBi 0132 Stg)
31.07.1963 (паровоз DB 99 704)
24.07.1986 (из другого источника)
Другой источник:
В настоящее время ветка не используется и вокзал выглядит вот так (снято 05.2006, источник):
Пути еще не разобраны, но основательно заросли:
Товарный склад, которого нет на старых фотографиях:
В википедии есть чуть более поздняя фотография (от 18.11.2006), на которой вокзал выглядит еще более заброшенным:
Вот еще фото в заброшенном состоянии:
Еще одна модель этого вокзала, по заказу фирмы "Thiel-Gleis", в садовом масштабе:
А теперь неожиданный поворот событий. Вот здесь есть фотографии 11.2009, это тот же самый Гюглинген, но теперь вокзал желтый:
Выяснил: это жилой дом. Станция Гюглинген была ликвидирована несколько лет назад. В последнее время здание очень хорошо отремонтировали. Фриз между 1-м и 2-м этажами сохранили и он находится все еще в отличном состоянии.
Дополнение:
Из унифицированных Вюртенбергских вокзалов хорошо сохранился и действует Мюнзинген (Münsingen):
и Хонау (Honau), у которого есть свой сайт и где регулярно проводятся ярмарки и фестивали:
Унифицированный вокзал - это обозначение для стандартных зданиий пассажирских вокзалов, которые Королевские Вюртембергские государственные железные дороги (KWStE) строили преимущественно для второстепенных веток. За период с 1892 по примерно 1903 год по всей стране было возникло 59 зданий в 3 различных вариантах.
Историю пока опускаю, т.к. меня больше интересуют виды зданий и их модели.
Типы и оснащение
возводились в зависимости от значения вокзала в 3 разных вариантах (I, IIa, IIIa), причем для больших позже был разработан соответствующий вытянутый вариант (IIb, IIIb). Тип не зависел напрямую от категории вокзала, в большинстве случаев типы I и II возводились для вокзального класса IV ("остановка"), а тип III для класса III ("станция"). Общим для всех является центральный корпус здания, к которому с одной стороны подстраивался товарный склад, а с другой - зал ожидания (в большинстве случаев открытый).
- Тип I ("служебное здание без квартиры") был одноэтажный, длиной 8 м, шириной 7 м и располагал служебным помещением, залом ожидания и маленьким входным помещением с билетной кассой.
- Тип IIa ("служебное здание с квартирой для начальника станции") был трехэтажный, длиной 8,5 м и шириной 7 м. На первом этаже имелось служебное помещение, зал ожидания и входное помещение с билетной кассой. Строго ограниченная служебная квартира начальника вокзала распространялась на 2-ой этаж и мансарду. Увеличенный тип IIb был длиной 10 м и имел по длинной стороне 4 окна вместо 3.
- Тип IIIa ("служебное здание с квартирой для начальника станции и женатого смотрителя“) был также трехэтажный, однако имел в длину 11 м и 8 м в ширину. Первый этаж наряду с входным и служебным помещениями располагал также отдельными залами ожидания 2-го и 3-го класса. На 2-ом этаже располагалась квартира начальника вокзала, у которого дополнительно находилось в распоряжении помещение в мансарде. Остальные помещения в мансарде были предусмотрены для смотрителя. Увеличенный тип IIIb был длиной 12,5 м и имел, в большинстве случаев, окна с двойными рамами. Отличительная особенность типа III - это расположенные парами круглые окна на фронтоне мансарды.
Зал ожидания имеет размеры 5×5 м. Если вокзал еще эксплуатировался, то в большинстве случаев зал заменялся на современный павильон для ожидания. Только Owen и Unterlenningen используются вплоть до сегодняшнего дня. Товарный склад типов I и II имеет ширину 5,8 м, у типа III она составляет 6,4 м. Длина постоянно варьировалась в зависимости от ожидаемых объемов грузов, часто склад должен был дополнительно удлиняться. Зал ожидания и товарный склад возводили в дощатом варианте, без замуровывания фахверка, крыши покрывались оцинкованным железом. На каждой из станций было типовое здание туалета, которое из соображений гигиены располагалось на удалении от пассажирской станции. Здесь также находилось место для складирования отдельно служебных и частных дров. При жилых вокзалах типов II и III всегда имелся огород для железнодорожного персонала.
Typ IIa (in Steinheim an der Murr)
Typ IIa aus Kupferzell im Freilandmuseum Wackershofen (Juni 2007)
Typ IIIa (in Brackenheim), Plan von etwa 1896)
Стиль
(в разработке)
Модели
Строившиеся чаще других типы IIa и IIIa нашли свое воплощение в программах производителей моделей железных дорог: Kibri предлагает тип IIa как "Bahnhof Unterlenningen" в масштабе N и как "Bahnhof Dettingen" в H0. У Faller имеется тип IIIa в H0 как модель вокзала Güglinger. Фирма Toppmodell предлагает набор вокзала Honau, предшественника типа III, в масштабе HO.
Kibri 37704 N Bahnhof "Unterlenningen:
Kibri 39507 H0 Bahnhof Dettingen:
Faller 110107 Bahnhof Güglingen:
Toppmodell S-13001 Einheitsbahnhof Typ I:
Вокзал Güglingen
Поскольку модель Faller мне понравилось больше всего, то решил поискать его прототип. Вот его старые фотографии (источник):
07.04.1963 (почтовый вагон DB KDPosti 0151 Stg)
31.07.1963 (пассажирский вагон DB KBi 0132 Stg)
31.07.1963 (паровоз DB 99 704)
24.07.1986 (из другого источника)
Другой источник:
В настоящее время ветка не используется и вокзал выглядит вот так (снято 05.2006, источник):
Пути еще не разобраны, но основательно заросли:
Товарный склад, которого нет на старых фотографиях:
В википедии есть чуть более поздняя фотография (от 18.11.2006), на которой вокзал выглядит еще более заброшенным:
Вот еще фото в заброшенном состоянии:
Еще одна модель этого вокзала, по заказу фирмы "Thiel-Gleis", в садовом масштабе:
А теперь неожиданный поворот событий. Вот здесь есть фотографии 11.2009, это тот же самый Гюглинген, но теперь вокзал желтый:
Выяснил: это жилой дом. Станция Гюглинген была ликвидирована несколько лет назад. В последнее время здание очень хорошо отремонтировали. Фриз между 1-м и 2-м этажами сохранили и он находится все еще в отличном состоянии.
Дополнение:
Из унифицированных Вюртенбергских вокзалов хорошо сохранился и действует Мюнзинген (Münsingen):
и Хонау (Honau), у которого есть свой сайт и где регулярно проводятся ярмарки и фестивали:
- Arendatr
- Сообщения: 520
- Зарегистрирован: Вт май 31, 2011 4:52 pm
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Унифицированный вокзал (Вюртемберг)
Еще по поводу цвета вокзала. Исторически более правильной (по крайней мере для типа IIa) является отделка вышеупомянутого Хонау (Honau) и старого Купферцельского вокзала (Kupferzeller Bahnhof), который сейчас находится в музее под открытым небом Вакерсхофен (Wackershofen) и полностью исторически правильно отреставрирован: