DmitriSkif писал(а): ↑Пт дек 20, 2019 2:10 pm
Обыкновенный военный трофей. Тащили все, что подвернется под руку - почему бы и не вывезти вагон, если где-то попался в ходе наступления. Особенно если колею переделывать не надо - двойной профит.
Вот тут и начинается самое интересное. Скорее всего, это действительно военный трофей, но а) какой войны б) где был захвачен, кому принадлежал, для кого строился, кем строился и почему оттуда попал аж на Украину. Обо всем этом можно только догадываться. Где и у кого захватили - в общем, дело не сильно важное, а вот для кого и кем строился - хороший вопрос. Однозначного ответа пока нет, есть несколько предположений из разных источников. Что правда, "швейцарский вариант" не фигурирует нигде.
Кстати, все время пребывания в Харькове, с 1946 года, у вагона одна букса не родная, на ней нет клейма и она не такой формы. Возможно, "восстанавливали на скорую руку", и да, это, наиболее вероятно, действительно не репарация, а именно трофей, пострадавший "в процессе передачи новому владельцу".
Что касается колеи, могли и переделать (760->750).
Если же предположить, что это действительно вагон, предназначавшийся для дороги в Санкт-Галлене, то тогда а) маловероятно, что это трофей - Швейцария была нейтральной, и свои вагоны, насколько знаю, не поставляла (уже странно, а, учитывая имевшее место в Харькове пребывание еще двух вагонов, построенных на таких же рамах, но переделанных на ХВРЗ в пассажирские, вообще не совсем понятно - почему тогда два перестроили в пассажирские, а один оставили грузовым). б) как я понимаю, в Швейцарии и колея в основном метровая, а вагон явно не для метровой колеи, он узкий. Была ли там узкоколейка с 750 мм? Не утверждаю ничего, могла и быть, не обладаю должным уровнем информации для каких бы то ни было утверждений. Тогда в) если постройка австрийская или немецкая - возможно, реквизирован без передачи заказчику (но все это звучит неубедительно, слишком много "если"). Тем не менее, проверить на досуге тоже надо будет.
Пока сугубо субъективно наиболее вероятно выглядит, что это Австро-Венгрия для Австро-Венгрии же (для дорог с маленькими радиусами), а потом в результате двух войн и множественных перекроек границ вагон могло занести в Польшу или Германию, откуда, собственно, попал в СССР. Опять же, вариантов этого процесса много, узнать точно, думаю, невозможно, и не суть важно. Вопрос в том, какая именно часть этой самой Австро-Венгрии для какой части строила, где, на каких Балканах, оригинальный заказчик и кто производитель. Самое неприятное, что таблички заводской нет. Была бы - не было бы вопроса, пожалуй. Но раму обшарили всю, таблички нет.
В любом случае, всем спасибо за предположения!