Страница 1 из 1
Рудничные электровозы
Добавлено: Ср мар 25, 2020 8:07 pm
Алексий
Решил выложить немного рисунков об электрических трудягах , работавших в шахтах и рудниках и имеющих тоже узкую колею .
электровоз типа Ю-10 : серийно начал выпускаться в годы войны на Александровском машиностроительном заводе , имел две кабины -машиниста и с противоположного конца для проводника .
электровоз типа II-ТР : появился на свет еще до ВОВ ...
Размеры :II-ТР-2 А=550,575-580 и 600 мм; Б=900мм; В=1044мм ; II-ТР-3 А=750 и 900мм; Б=1280мм; В=1344мм
электровоз IV-ТР-4
аккумуляторный электровоз типа 1-АР-113 : выпускался до 1939 года
c 1940 года взамен начали выпускать аккумуляторный электровоз типа II-АР
электровоз-лилипут типа 1-ТЛ-1м : начал выпускаться с 1947 года Александровским машиностроительным заводом ,имел зубчатую передачу с ведущей оси на вторую , предыдущая модель ( 1-ТЛ-1) имела цепной привод с ведущей оси на вторую - основное отличие этих моделей ...
малогабаритный аккумуляторный электровоз АК-2 : был спроектирован в 1946 году и выпускался Кутаисским машиностроительным заводом "Горняк" , выпускался на колею 550,575 и 600мм , мог возить 5 груженых вагонеток .
p.s использованы материалы из книги "Техминимум для машиниста электровоза промышленного транспорта " 1935 года и "Рудничная электровозная тяга "1951 года .
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Чт мар 26, 2020 11:58 am
Зозный
У меня есть вот такая картинка:
Из журнала "В бой за технику" №10 1933 года
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Вс мар 29, 2020 12:11 pm
Алексий
еще парочка подземных трудяг
...
В 1946 году был спроектирован и построен конденсаторный рудничный электровоз -КЭ-1 . Его особенность -это применение асинхронных двигателей в качестве тяговых .После испытаний была построена опытная партия таких электровозов . Сам электровоз был создан на базе электровоза II-TP-2.
Контактно-аккумуляторный электровоз -гибрид могущий работать от токоприемника так и от аккумуляторной батареи . Предназначался для газовых шахт , где по главным откаточным путям можно было работать контактным электровозам , а на участках -только аккумуляторным . Модель II-TAP-1 и II-TAP-2 выпускалась Торецким машиностроительным заводом им.Ворошилова , а модель II-TAP-4 и II-TAP-5 выпускалась Александровским машиностроительным заводом им .Ворошилова -в отличии от торецких данные электровозы имели по две кабины управления . Однако в 1949 году выпуск гибридных электровозов был приостановлен из-за проблем зарядки батарей от контактного провода ( как решилась их судьба мне неизвестно
)
По мелочи :
общий вид пантографа для контактных рудничных электровозов -ставились вплоть до 1949 года
пантограф с двумя дугами взамен выше приведенного -ставить стали с 1949 года ( данная конструкция позволила уменьшить искрение при езде и позволяла снимать больший общий ток чем одинарным токоприемником )
взрывобезопасный фонарь для аккумуляторных электровозов -его нельзя было разобрать не выключив предварительно фонарь ...
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Сб апр 04, 2020 11:42 pm
Алексий
Еще немного "малышей"-электровозов из подземелья
Малогабаритные электровозы предназначались для маневровой работы под погрузочными пунктами , для откатки породы по вентиляционным выработкам ...вообщем в местах стесненных в габаритах .
электровоз 4КР-1
электровозик 2КР-сделан на базе аккумуляторного электровоза АК-2 . Для компенсации веса снятой аккумуляторной батареи используется чугунная плита весом 630 кг прикрученная на её место . На плиту установлен токоприемник и фара .Диаметр колес составлял всего 430мм , строился на три типоразмера колеи -600мм, 750мм, 900мм .
малогабаритный аккумуляторный электровоз 4.5АРП-2 . Данный тип транспорта имел в комплекте специальную двухосную тележку с домкратами -на данной тележке привозили заряженную батарею для замены ( в случае отсутствия на выработках зарядных камер где он работает использовали этот способ ). Интересный момент -домкраты на тележке использовались для регулировки положения батареи при спуске по наклонным штрекам .
Парочка локомотивов с непривычным источником движения :
Воздуховоз -тип BVD-35 . Изготавливался в Чехословакии , несколько экземпляров работало с 1960 года в Донбассе на шахте "Юный Коммунар ". Однако распространения они не получили -даже в стране-изготовителе в начале 70-х годов их интенсивно заменяли на привычные электровозы .
Гировоз ГР-4 .Изготавливался Торецким машиностроительным заводом . В качестве движущей силы используется кинетическая энергия раскрученного маховика .Сам маховик предварительно раскручивается при помощи пневмодвигателя , который подключается к пневмосети шахты . На раскрутку маховика с нуля до 3000 об/ мин требуется 10-15мин . Пробег в тяговом режиме составлял около 1700метров . Данный тип локомотивов оказался более востребованным ,чем вышеописанный .
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Ср апр 08, 2020 3:47 pm
Kolun66
Электровоз у копра шахты Центрального рудника Баженовского месторождения асбеста
г. Асбест Свердловской области 1933 год
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Ср окт 27, 2021 11:34 pm
Зозный
Я не спец, но похож на 1-АР-113
Комментарий к фото: Садонские серебро-свинцовые рудники 1938 г. | Фото из группы VK «Советская железнодорожная коллекция» |
Ссылка
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Пт окт 29, 2021 1:28 pm
Ершов Эдуард
Спасибо, очень интересно. Про "гировоз" никогда не слышал, да и про "воздуховоз" тоже не сильно...
Как-то читал статью про рудничный гигантский электросамосвал где-то, кузов которого заполняют рудой на месторождении на горе, а далее груженый самосвал под своим весом съезжает вниз по дороге, и выгрузка кузова происходит около цеха у основания этой горы. Пока он съезжает, - электродвигатели в колесах работают в генераторном режиме, и заряжают аккумуляторную батарею на борту. После выгрузки пустой легкий самосвал на "даровом" электричестве заезжает обратно на гору, под загрузку. И цикл повторяется. И уже долгие годы эта штука работает без затрат топлива или другого энергоносителя, перевозя тысячи тонн руды в год... Остается только восхититься...
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Пт окт 29, 2021 1:50 pm
DmitriSkif
Ну это тот же фуникулёр с водяным балластом, только на новый лад.
По сути, дармовая электроэнергия, получаемая из потенциальной энергии поднятого над землёй груза.
Re: Рудничные электровозы
Добавлено: Пт апр 15, 2022 7:20 pm
Зозный
Коллеги, помогите определить тип электровоза. На те, что представлены в описаниях выше вроде не похож.
Комментарий к фото: Электровоз ЭР24-01 в шахте Норильского комбината, 1944 год | Фото из группы VK
«Советская железнодорожная коллекция» |
Ссылка