Далее об арматуре. На к/с троллейбуса и трамвая применяются изоляторы двух типов - натяжные и подвесные. Натяжные изоляторы применяются в оттяжках, поперечинах, поперечных троллейбусных подвесах и анкеровках несущих тросов. Подвесные изоляторы рассчитаны на меньшую нагрузку, чем натяжные, и применяются в основном для подвески несущего троса к консолям и в скользящих подвесах.
В СССР приблизительно до 1960-х - 70-х годов в качестве натяжных изоляторов использовались либо пряжковые (показаны на чертежах в моих постах выше и в постах
Тракториста), либо орешковые (аналогичные применяются в радиотехнике в антенном хозяйсве). Где-то с 40-х - 50-х годов стали также использоваться изоляторы из дельта древесины (материал ДСПБ-Э). На счёт дат точно не уверен - может они были и до Войны. Все натяжные изоляторы, кроме пряжковых и орешковых, имеют длину около 500 мм, что обусловлено расстоянием между проводами троллейбусной контактной сети. В послевоенный период наиболее распространены были пряжковые изоляторы типа ИП и деревянные изоляторы типа И.
Натяжной изолятор И-1.2 на нагрузку 12 кН (1950-е - 60-е годы):
Видна характерная деградация деревянной изолирующей детали.
Натяжной изолятор И-1.7 на нагрузку 17 кН (около 2000 года):
Другой часто встречающийся вариант (возможно на 20 кН):
Троллейбусный поперечный подвес с деревянными изоляторами (вместо боковых изоляторов часто применяли пряжковые):
В более ранние годы вместо одного деревянного изолятора между проводами могла стоять сцепка из двух пряжковых.
Оттяжка с деревянным изолятором на одной из троллейбусных линий в центре Москвы (редкое явление сейчас). Также видны гасители вибрации (две "пряжки").
До конца 90-х деревянные изоляторы применялись повсеместно. Однако, зимой 96-97 года в Москве применили новые противогололёдные реагенты, взвесь из которых оседала на изоляции и очень быстро выводила её из строя. Особенно много горело деревянных изоляторов, хотя пресс-массу, из которой были сделаны пряжковые и подвесные изоляторы типа ИКП, разъедало тоже сильно. После этого в Москве и Петербурге стали использовать изоляторы из стеклопластика с силиконовым или пластиковым оребрением. В Москве практически полная замена изоляторов на к/с была проведена в 1997 году. Изоляторов требовалось много и сразу, поэтому их выпуском занялись самые разные фирмы. Разновидностей насоздавали тоже предостаточно. Сейчас такие изоляторы появились и во многих других городах. Вот некоторые из натяжных изоляторов с оребрением.
Наиболее распространённый вариант, НСПо-51/800 на нагрузку 51 кН. Применялся с 1997 года. Имеется три варианта оконцевателей - "ухо-ухо", "ухо-вилка", "вилка-вилка". Изготовитель - "Полимеризолятор" (Петербург).
Поперечный подвес с НСПо. По среднему изолятору, похоже, прилетало уже штангой.
ИТК-51/800. Существовал только с оконцевателями "вилка-вилка". Производитель - "Апатек-Дубна". Выпускался с 97-го года.
Наиболее простой из изоляторов со стеклопластиковым стержнем. Применялся с 97-го года. Стержень покрыт слоем материала на подобие фторопласта. Производитель, возможно, "Апатек" или "Медсил".
Он же, в составе подвеса на демонтированной троллейбусной линии в центре Москвы. По бокам видны пряжковые изоляторы типа ИП-2, вверху - подвесные типа ИКП.
НСК-51/800 - вариант НСПо с силиконовым оребрением вместо жёсткого пластика. Появился в районе 2000-го года. Производитель - НПО "Изолятор".
Наиболее новый вариант - НСКр-51/800. Выпускается примерно с 2009-го года. Интересен тем, что внутри не просто стеклопластиковый стержень, а "слойка", утолщающаяся к центру. Производитель - "ИВИС".
Это далеко не все варианты. Если интересно, могу сфоткать другие из тех, которые у меня есть. Всего их около десятка разных вариантов.