andrey-58 писал(а): ↑Чт июл 18, 2019 5:19 pm
TeorMech писал(а): ↑Чт июл 18, 2019 3:29 pm
..........
Консоли трамвайной сети более редкой конструкции в Саратове:
трамвай_Саратов.jpg .......
В Кемерово, судя по фотографиям на форуме СТТС ,такие до конца 90-х дожили...
На опорах ферменной конструкции.
В Саратове ещё стоят. А в центре кое-где сохранились решетчатые опоры трамвайной к/с царского времени. Вот ещё раритет - деревянная опора трамвайной к/с с довоенных лет:
Далее по арматуре, точнее - по зажимам для проводов. Для макетчиков тема эта вряд ли представляет интерес, ведь даже в 32-м масштабе зажимы очень маленькие, а контактный провод очень тонкий, так что будет просто на случай, если кому-то интересно, как они выглядят вблизи. На к/с трамвая и троллейбуса чаще всего применяется медный фасонный контактный провод марки МФ-85, либо МФ-65 (для малозагруженных линий).
- кп.jpg (24.74 КБ) 3502 просмотра
В литературе также приводятся провода овального сечения типа МФО, провода из низколегированной меди, сталемедные и бронзовые (все показаны на схеме выше). По ним ничего не могу сказать - возможно, где-то и применяются, но с земли их не отличить от обычных МФ. А вот сталеалюминиевый провод ПКСА (крайний правый эскиз) я несколько раз встречал. Весьма интересный провод, который состоит из стальной контактной "подошвы" и токоведущей верхней части из алюминия. Между собой части провода соединены "ласточкиным хвостом". Задумка была в том, чтобы одновременно повысить износостойкость провода и удешевить его за счёт отказа от меди. Этот провод несложно отличить по существенно большему сечению, чем у МФ. Сейчас его, на сколько я знаю, не производят.
Ещё я встречал упоминания о том, что на некоторых ранних трамвайных линиях (до 1910-го года) применялись контактные провода круглого сечения. Но подробностей не знаю.
Трамвайный поддерживающий зажим, использующийся на всех фиксаторах и подвесах, я показывал несколькими постами ранее. На троллейбусных же линиях зажимы имеют несколько более сложную форму из-за того, что по ним должна беспрепятственно проходить головка токоприёмника (также известная, как "башмак"). Наиболее распространены зажимы марки ЗПВ и ЗПВ-2. Зажим ЗПВ изготавливается литьём из бронзы и состоит из двух щёчек:
На каждой щёчке есть ребро, совпадающее с боковыми выемками контактного провода. Щёчки зажима соединяются винтами с потайными головками. В верхней части зажима имеется крепление с резьбой М16 для соединения с другой арматурой.
Зажим ЗПВ-2 выполняется из бронзы с винтами под квадратный или шестигранный ключ (со сквозным отвертстием):
Существует ещё одна разновидность с прямыми, а не скошенными торцами. Также существует разновидность зажима ЗПВ-2, выполненная из стали:
Такие зажимы применяются со сталеалюминиевыми контактными проводами марки ПКСА.
Несколько троллейбусных зажимов разных лет выпуска:
Самый верхний - 50-х годов, ниже - 90-х, потом - 2000-х годов завода ЭМОЗ и внизу - ЗПВ-2.
Для соединения контактных проводов применяют специальные стыковые зажимы. Наиболее распространённый вариант - стыковой зажим Бокастова (ЗСТБ):
Корпус зажима изготавливается из стали. В корпусе выполнен желоб, профиль которого повторяет профиль головки контактного провода. Концы соединяемых проводов вводятся в зажим и прижимаются сверху винтами.
Более старая версия зажима (справа):
Гораздо реже встречаются зажимы обхватного типа:
В таком зажиме контактный провод прижимается болтами к обойме и при прохождении зажима контактная вставка скользит не по проводу, а по обойме. Я их видел только на линиях со сталеалюминиевыми проводами.
Для соединения сталеалюминиевых проводов с медными применяется специальный зажим:
С "медной" стороны устройство такое же, как у зажима ЗСТБ, а стальная и алюминиевая части провода крепятся раздельно. Есть также версия с раздельным креплением для ПКСА с обеих сторон.
Для крепления проводов в крутых кривых применяются специальные зажимы, называемые держателями кривых. Они бывают двух основных типов. Разновидность для кривых с меньшим отклонением похожа на обычный поддерживающий зажим, но имеет большую длину и усиленную конструкцию из из стали:
Для кривых с бОльшим отклонением применяются держатели составной конструкции: