Страница 3 из 10

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Сб окт 05, 2013 2:23 am
Jarosch
Во время 1WW строили санитарные вагоны у которых носилки с земли в вагон поднимал специальный кран.

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Сб окт 05, 2013 12:13 pm
Крок
Иван Андреев писал(а):В нашее время весть вопрос будет в том, как заносить раненых на носилках через тамбур ЦМВ...
Там же, у современных "угол" не отстегнешь!
Внури современных ЦМВ нет даже намека на элементы несъемного воинского оборудования, которыми были снабжены все вагоны советского периода: всякие крючки на потолке для капельниц, медицинских растяжек, разнообразные замки для закрепления ремней для тяжелораненых и т.п. вещи. Так что о перевозке раненых бойцов в ЦМВ выпуска ТВЗ в наше время можно смело забыть

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Вс окт 06, 2013 3:35 am
Иван Андреев
Спасибо большое! При желании можно было бы межобластные бытренько оборудовать всеми этим крючками, но ввиду невозможности занести ранбольного вопрос имеет чисто академический интерес.

Тогда такой вопрос, а как наши военные умники думали про эвакуацию раненых в тыл при "прорыве к Бискайскому заливу"? Где хоть мелейший намек на санпоезда 80-х годов?

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Вс окт 06, 2013 9:33 am
iosch
Иван,а зачем создавать. ;) Все наши вагоны,как писал выше Владимир были оборудованы несъемными воинскими приспособлениями.Переоборудовать платцкартники в санитарные,делов на час.Со стороны не рабочего тамбура уже все было подготовлено. Снималась перегородка,двери возле туалета уже были уширены,может внимание кто и обращал на дополнительную створку на шпингалетах.Единственно забрать в вагонных депо,вагон-прачечную и вагон кухню,где они и стояли воинским запасом.Все равно бы такие поезда формировались при крупных депо.
Другое дело,что нынче вагоны не приспособлены.Видимо наши власти всерьез верят в светлое капиталистическое чудо. :mrgreen:

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Вс окт 06, 2013 11:30 am
Крок
iosch писал(а):Видимо наши власти всерьез верят в светлое капиталистическое чудо. :mrgreen:
Наши власти верят только в наших "вероятных партнеров", да в их зеленую туалетную бумагу, в которую перевели весь российских стабфонд, государевы резервы и природные ресурсы. Ну и еще в одно понятие: "После нас - хоть потоп!"

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Вс окт 06, 2013 10:05 pm
Иван Андреев
iosch писал(а):Иван,а зачем создавать. ;) Все наши вагоны,как писал выше Владимир были оборудованы несъемными воинскими приспособлениями.Переоборудовать платцкартники в санитарные,делов на час.Со стороны не рабочего тамбура уже все было подготовлено. Снималась перегородка,двери возле туалета уже были уширены,может внимание кто и обращал на дополнительную створку на шпингалетах.Единственно забрать в вагонных депо,вагон-прачечную и вагон кухню,где они и стояли воинским запасом.Все равно бы такие поезда формировались при крупных депо.
Другое дело,что нынче вагоны не приспособлены.Видимо наши власти всерьез верят в светлое капиталистическое чудо. :mrgreen:
На доп. створку я внимание обращал. Но вот заносить тяжело раненого на носилках с таким разворотом и не наклоняя носилки, мне лично, кажется сомнительным.
Так же малоудобным представляется разворот из коридора в отсек плацкатника. А что потом? Перкладывать с носилок на полку???
В старых санвагонах и несли просто вдоль, и теже самые носилки просто вставляии в захваты и все. И быстрый занос обеспечин, и препятствий несущим следующего ранбольного нет и лишнего тормошения ранбольных нет... А ежели в оперционную нужно подать, то раньше - фиксаторы отщелкнули, носилки подняли и понесли. А в плацкартнике - снова перекладывать с полки на носилки. Ага, с верхней очень это удобно для всех - и медперсоналу и, в особенности, раненому...
И еще одно соображение - ежели в старых вагонах дежурная сестра (санитарка) проходя по вагону могла посмотреть не сильно тянусь всех пациентов (вспомните расположение ярусов носилок), то в плацкатнике:
а) проходя надо заворачивать в каждый отсек
б) лицо лежащего на верхней полке не видно, надо тянуться вверх. (Или набирать на должность сестер и санитарок баскетболисток.)

Я не сомневаюсь, что скорее всего, Вы правы и планировали использовать плацкартники.
Но, ей же ей, идея то дурацкая, коли я, знающий об этом деле только по рассказам родителей, вижу столько невязок.
Другой вариант настолько неприятен, что и говорить не хочется.

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Вс окт 06, 2013 10:10 pm
Серокой
iosch писал(а):может внимание кто и обращал на дополнительную створку на шпингалетах.
Я её даже сфотографировал, чтобы осталось хотя бы фото, как оно выглядит. Сейчас-то уже не делают, да.

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Пн окт 07, 2013 9:56 am
Крок
Иван Андреев писал(а):И еще одно соображение - ежели в старых вагонах дежурная сестра (санитарка) проходя по вагону могла посмотреть не сильно тянусь всех пациентов (вспомните расположение ярусов носилок), то в плацкатнике:
а) проходя надо заворачивать в каждый отсек
б) лицо лежащего на верхней полке не видно, надо тянуться вверх. (Или набирать на должность сестер и санитарок баскетболисток.)
Уважаемый Иван Андреев! Поверьте мне как офицеру запаса службы военных сообщений: занести раненого бойца на носилках в старый советский ЦМВ-плацкартник со створными стенками тамбура не представляет никаких проблем! И не нужно никого переворачивать на носилках при этом, боясь уронить бойца на пол. Заносить в 4-местное пространство купе да - надо немножко покорпеть, но тоже не проблема: для этого там исделан столик у окна подъемным. ЦМВ с расположением полок для раненых бойцов как на моем снимке не существует, что уж тут поделать, поэтому и приходилось советской промышленности выпускать несъемные воинские приспособления в плацкартниках. А купейные вагоны изначально были предназначены лишь для легкораненых, которые могли заходить в купе самомтоятельно.
Если внимательно приглядеться к оборудованию старого Егоровского вагона для тяжелораненых, то и здесь можно заметить что санитаркам и врачам для наблюдения за лежащими на третьих полках бойцами нужно было вставать на табуретку или быть баскетболистами. Но увы - таковы требования для размещения раненых в вагонах: в три яруса, иначе количество вагонов в санитарном поезде пришлось бы увеличивать.

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Вс ноя 03, 2013 10:21 am
Manchteyn-tm
«Счастливый» свидетель войны
В поезде № 87 спасли тысячи солдатских жизней
Его окрестили «Счастливый». А как иначе можно назвать поезд, совершивший 135 рейсов в самое пекло военного ада и вернувшийся оттуда, потеряв лишь хвостовой вагон да одного человека убитым?!
Порой казалось, сам Бог хранит этот состав, видевший столько человеческой боли и смертей, что его начальника впору прозвать Хароном. Но нет, майор военной службы Павел Кондратьевич Табаков был простым врачом. И его военно-санитарный поезд № 87 мчался не по подземной реке, а по пылающим городам и сёлам, чтобы вернуть на землю тех, кто был на полпути к небесам.

Вагонная субординация
«Счастливый» появился на Рязано-Уральской железной дороге 17 июля 1941 года. Он стал одним из 288 военно-санитарных поездов, сформированных по указу Наркомата путей сообщений. Личный состав подобрался разночинный: врач-биохимик Табаков, врач-хирург с трёхлетним стажем Савицкая, медсёстры, одна из которых по профессии счетовод, политрук Нестеров, имеющий 15-летний стаж партийной и военной работы, да двенадцать санитаров. Последних объединяло одно общее качество – все они были одинаково негодны к строевой службе.
Железнодорожную бригаду укомплектовало отделение пассажирской и вагонной служб станции Саратов-1. Помимо своей основной работы, они помогали медперсоналу при погрузке, разгрузке и обслуживании раненых. Хотя в поезде слово «погрузка» не любили и заменяли его существительным «приём».
«Ни во время формирования ВСП, ни после этого, вплоть до января 1942 года, мы (личный состав) не получали никаких указаний об организации лечебной работы. Расставляя персонал по собственной инициативе, мы искали пути и методы рационального использования работников». В итоге в 11 вагонах, предназначавшихся для перевозки раненых, сформировалось три отделения. Их возглавили врачи поезда.
После приёма больных «расселяли» по составу, в зависимости от характера повреждений. Так, в четвёртый вагон попадали солдаты с обморожениями и ожогами, в пятый – с ранениями верхних конечностей, в шестой – контуженные. В вагоне номер семь организовали малую перевязочную. Сюда же поступали больные с ранениями головы. Специально для старшего и среднего командно-политического состава отвели восьмой вагон. Он был лучше оборудован и обеспечен квалифицированным персоналом. Самым страшным считался тринадцатый вагон. Туда попадали тяжелораненые.

Мандариновая диета
Поезд без остановок мчался под обстрелами, а внутри вагона-операционной шла непрекращающаяся борьба за жизни пациентов. Когда в составе не было электричества, оперировали при свечах. На специальную маску врачи капали эфир и надевали её на лица раненых, чтобы облегчить страдания. Если наркоз заканчивался, пациентам давали 200 граммов водки и ремень в зубы. Руки медперсонал мыл полупроцентным раствором нашатыря, а затем 96-процентным спиртом и смазывал ногтевые фаланги йодом. После этого язвы на руках оставались на всю жизнь.
Нередко в поезд поступали больные, у которых переломы голени фиксировались кусками фанеры, а переломы плеча – косынкой. «Нам неоднократно приходилось разрезать циркулярные гипсовые повязки, из-за развития цианоза и отё-чности конечностей, болей в ране или зуда, причиняемого личинками мух. Под повязкой мы (медсёстры) обычно находили обильное гнойное отделяемое с неприятным гнилостным запахом. Личинок мух «убивали» тройным раствором и делали перевязку».
В поезде часто не хватало овощей, фруктов, белого хлеба, творога. Однако в каждом рейсе поварам удавалось готовить для пациентов лечебное питание: жидкое для челюстно-лицевых больных, бессолевое – для почечных, кисели для больных колитами.
За время войны у личного состава «Счастливого» выработалась настоящая ненависть... к мандаринам. Под Грозным снаряд повредил кухню. Её ремонтировали полгода. Развести костёр бригаде было негде: поезд всё время находился в пути. Раненым давали сухой паёк, а личный состав каждый день получал по два килограмма мандаринов на каждого, что по норме соответствовало нужной калорийности.
Под прицелом
1 сентября 1941 года на станции Ново-Алексеевка «Счастливый» впервые попал под обстрел. Вражеские самолёты налетели неожиданно. Однако работники ВСП-87 продолжали оказывать помощь пострадавшим. Вторичный налёт немецких стервятников личный состав поезда встретил огнём из винтовок.
«Особенно памятна погрузка в Таганроге 3 октября 1941 года в условиях охватившей город паники из-за приближения фашистских войск. Одновременно с небольшой группой раненых (50 человек) ВСП-87 должен был вывезти работников и персонал восьми госпиталей. Однако раненых стали подвозить на мотоциклах и машинах непосредственно с поля боя. Вскоре их число увеличилось до 147. В одном из госпиталей были оставлены носилочные раненые. Узнав об этом я (Павел Табаков) немедленно принял меры к вывозу этих больных, и все они были доставлены на поезд».

Свой дурак хуже немца
Страдал «Счастливый» не только от вражеских снарядов, но и от военных диспетчеров. Порой ВСП направлялся под погрузку без аптеки-перевязочной или вагона-кухни, без смены белья, снабжения водой и продуктами. Решать эти проблемы личному составу приходилось самостоятельно в пути следования. Часто досаждали дезертиры, проникающие в поезд под видом раненых.
19 октября 1943 года на станции Пашковская в поезд загрузились 1000 бойцов эшелона № 59180. Они устраивали в вагонах попойки, драки и дебоши. В результате в составе были разбиты окна, загажены межтамбурные переходы, сломан инвентарь. Ещё больше пострадала прицепленная к поезду санитарная летучка. В ней солдаты взломали склад-летник, похитили бочку с помидорами, мешок муки и личные вещи работников.
Среди личного же состава «Счастливого» существовала строжайшая дисциплина. Любая провинность наказывалась. Несвоевременно сдал документы в бухгалтерию, спекулировал фруктами или нахамил раненым – получи выговор. Ушёл в самоволку или напился – трое суток ареста. Могли за провинность и уволить.

Не забывали обитатели «Счастливого» и о развлечениях. В поезде работало три кружка: струнный, хоровой и чтецов-декламаторов. Их силами устраивались концерты для больных и команды. Выпускались стенгазета и бюллетени, работала библиотека. Проводились бесконечные политические беседы и громкие читки политинформации. Функционировала партийная организация.
За годы войны «Счастливый» прошёл более 220 тысяч километров, испытал колёсами на прочность рельсы в Варшаве и Франкфурте. В 1946 году поезд расформировали.

Послесловие
В Саратовском государственном музее боевой славы хранится уникальный «Отчёт о работе ВСП-87». Его авторы неизвестны. В музей документ передала Лидия Приходько-Табакова, работавшая в поезде делопроизводителем. Мне посчастливилось читать эту небольшую, в 30 листов, тетрадь. И цитаты, приведённые в тексте, взяты из «Отчёта». Это первая публикация отрывков из документа, с которым до меня работали лишь сотрудники музея. Пожалуй, больше о ВСП-87 сегодня могут рассказать лишь потомки его героических врачей и медсестёр, в частности народный артист СССР Олег Табаков – сын бессменного начальника ВСП-87 Павла Табакова.
Ирина Соколова
http://www.gudok.ru/zdr/174/?ID=997431& ... id=2291705

Re: Военно-санитарные поезда.

Добавлено: Ср янв 15, 2014 12:43 am
Серокой
Подборка. Очень: http://babs71.livejournal.com/721947.html

Пара из:
Изображение

Изображение