По поводу тепловозов - мало что могу сказать. А вот по поводу электрификации... В Швейцарии электрификация, причем чрезвычайно интенсивная, началась аж во время первой мировой войны, что и понятно: своего угля, а тем более нефти, в этой маленькой альпийской стране почти что и нет. Зато, как выразился один мой знакомый, "палку в землю воткнул - вот тебе электричество!". Ну, на самом деле: страна альпийская, тучи ледников и снеговых шапок, а стало быть - изобилие ручьев, речушек и речек. Горных, причем. То есть гидроэнергия - повсюду. И до сих пор там работают электростанции, специально построенные в 10-20-х годах прошлого века для электрической тяги, в неизменном практически виде, особенно что касается узкоколеек. Лень искать, но погуглите E 3/3 Tigerli: это паровозик такой 0-3-0, с пантографом на крыше и ТЭНами в котле
![Mr. Green :mrgreen:](./images/smilies/icon_mrgreen.gif)
. То есть изначально они, конеШно, углем топились... Ну, а магистральные электровозы типа 3/6 или 4/7 - это середина-конец 20-х... Можно припомнить дорогу Берн-Лотчберг-Симплон, вместе с симплонским туннелем, которая была построена в 20-х и паровозы по ней
никогда не ходили.
Во Франции и уголь был, и нефть была. Но Гондурас их все равно беспокоил, так что работы по электрификации также начались в межвоенный период. Следует упомянуть, что электрификация железных дорог такой большой (для западной Европы) протяженности требует изрядных вложений в инфраструктуру: силовые подстанции и контактную сеть. И частным компаниям такое редко под силу. Поэтому национализация железных дорог и создание SNCF в 38-м году электрификации, в общем-то, способствовало. Но скоро сказка сказывается - да не скоро дело делается, а тут еще вторая мировая война, во время которой Франции (и ее железным дорогам в частности) досталось довольно крепко. Америкосы подсобили: знаменитые 141R совместной франко-американской разработки, построенные в Штатах и Канаде, проблему частично решили. Но это паровозы. Которые были неэкономичными даже по сравнению с чисто французскими "унифицированными", которые французы начали производить понемногу сами. И параллельно - продолжали электрификацию: таки это было выгоднее, экономия достигала разов и десятков раз.
Но тем не менее - сложности с медью, кое-каким стальным прокатом (опоры) электрификацию тормозили. Вот тут-то и пошли понемногу и тепловозы, и (позже) - газотурбинные поезда RTG. Что касается межвоенного периода в истории французских тепловозов - не ковырял я особо, не моя тема. Параллельно с паровозами, после войны все те же американцы поставили и кое-какие дизеля. Они использовались в основном как маневровые, ну, и иногда в качестве ближне- и среднемагистральных (простите за околоавиационные термины).
Очередной удар по французскому тепловозостроению (а также газовым турбинам) нанес нефтяной кризис начала 70-х. И он же способствовал более интенсивной электрификации железных дорог.
Паровозы во Франции полностью ушли в отставку с коммерческих линий примерно к началу 70-х.
Вот такой краткий обзор. Надо подробности - можно, конечно, поискать. Я не историк, а больше моделист, и история меня интересует в общем, а частности - только касаемо конкретного периода и места.