ДНЦГ писал(а):Эти паровозы с конца 70-х годов были приписаны к ЦМЖТ и в дополнительном сохранении не нуждались.
Это не так. До начала 80-х годов директор Ленинградского музея ж-д транспорта вообще не знала об их существовании...
Согласен. Она о них не знала до 1981 года. Вообще следует упомянуть откуда они вообще вдруг появились в ТЧ-9. В 1967-м году на Витебском вокзале проходила выставка, посвящённая 50-летию Вел.Окт.Соц.революции. К этой выставке с Советского ЦБК пригнали Од-1080. После выставки он так и остался при депо и периодически его снимали киношники. Позже киношники пригнали с Великолукского ПРЗ Ок. И в общем киносъёмки оберегали эти паровозы до 1981 года.
ДНЦГ писал(а): а начальник Ленинград-Витебского депо в 1981г собирался сделать из одного из них обрубок (и сделал бы, если бы в то время его не сменили).
С таким же известием в 1981-м году А.С.Никольский обратился к Ю.Л.Ильину и Юрий пошёл к начальнику депо. Оказалось, что никто не хочет делать никакие памятники, а просто хочет утилизировать паровозы, которые уже всем намозолили глаза и их внешний вид был уже плохим. И предложил Ильину сохранить один паровоз на выбор: Од или Ок (как вам выбор!). Но в общем Ильин уговорил его сохранить оба, и начальник депо не возражал, если найдётся желающий их взять себе. И кстати, начальник депо не менялся. Ильин попросил время на решение и пошёл к директору ЦМЖТ небезизвестной Г.П.Закревской с просьбой принять эти паровозы на балланс. Закревская тут-же набрала В.А.Ракова и В.А. по простоте душевной сказал то, что сказал (типа отличия незначительные и т.д.). В итоге Закревская сказала Ильину, что она доверяет мнению Ракова. Но тем не менее Ильин добился решения об их сохранении. И зимой 1982/83 года эти паровозы перегнали на базу запаса в Зеленогорск. Откуда позже они попали в Лебяжье. В общем, пришлось поговорить с Юрой на эту тему и он любезно кратенько поведал эту историю :о)
ДНЦГ писал(а): ...В связи с этим, кстати, небезынтересно отметить, что ведь в дореволюционный период о сохранении паровозов у нас, по сути, никто вообще не заикался (первая неудачная попытка подобного рода относится уже к 20-м годам). То есть, вышло как бы так, что всесторонне образованные управленцы царской эпохи оказались хотя и ненамного, но все же менее культурными, чем полуграмотные сталинские выдвиженцы! Я думаю, причина здесь в господствовавшем длительный период мнении о том, что для истории достаточно сохранить модели и изображения (что у нас и осуществлялось еще с начала 19-го века).
Культурность сталинских специалистов под большим сомнением. В 37-м году сохранили всего 1 паровоз и 1 вагон. В то же время или чуть ранее сохранили ещё 2 вагона императорских поездов. И это всё. Но кто знает, что бы было, если бы события в 17-м году пошли несколько по другому?
До революции в Павловск бережно перевезли и сохраняли императорский трёхосный вагон императорского поезда Варшаво-Венской ж.д. Что как бы говорит именно об культурности наших специалистов. И он хоть и плохо, но пережил войну и ещё был там в 50-х годах. Потом его из-за ветхости просто утилизировали. Менталитет же и культурность дореволюционных специалистов здесь вообще не при чём. Дело в том, что до ПМВ в мире вообще как-то никто и нигде особо не задумывался о сохранении старинных паровозов и вагонов. За исключением одной лишь старушки Англии, где сохранили Ракету. Т.е. в мире такой идеи не было. В 20-х же годах такое поветрие было во всём цивилизованном мире, а не только у нас. К примеру в 24-м году в Польше тот самый Лопушинский предлагал создать музей и предпринимал попытки собрать старинные паровозы. В итоге же до ВМВ какие-то музеи появились только в Германии. Основная же музейная деятельность по сохранению паровозов и вагонов развернулась в мире в 1960х - 70х годах, и тут уж сохранили то, что оставалось к этому времени. А вот на счёт того, что осталось не утилизированным к этому времени, так это уже вопрос к общему менталитету, культуре и экономическим условиям внутри каждой страны. А теперь стоит вспомнить, сколько у нас до войны проводилось кампаний по сбору утильсырья под разными лозунгами, потом что творилось со старыми паровозами в войну, и опять же послевоенные кампании по внедрению новой техники, сбору утильсырья, подкрепляемые премиями за сданный металлолом - мощный фактор для утилизации паровозов. В Ростове рассказывают историю, что на Ростовском электровозоремонтном заводе в 60-х годах "показательно порезали" стоявший там давно на памятнике паровоз Ростовских же мастерских Дж. А уже позже поставили на памятник Ьвн. Или есть ещё известная история про порезанный в начале 1980-х годов паровоз-памятник Ов с тремя старыми вагонами возле проходной Оренбургского бывшего ПРЗ.
Я это к чему всё пишу? К тому, что в нашей стране условия для сохранения старинных образцов техники были крайне неблагоприятные, но это наша история. Её надо принимать такой, какая она есть, никого в отдельности не осуждая и не восхваляя. Когда же станет понятна атмосфера ТЕХ лет, в которые жил Раков В.А., то его высказывания в позднем времени не кажутся такими уж неправильными. Они продиктованы теми условиями, которые пережил В.А. на своём веку. И между тем он без компа и в условиях советской цензуры сумел создать всем известный бессмертный справочник. За одно это - низкий поклон.