Военно-санитарные, санитарно-питательные, банно-прачечные и подобные им поезда

Сообщение
Автор
Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Военно-санитарные, санитарно-питательные, банно-прачечные и подобные им поезда

#1 Непрочитанное сообщение Vslav »

Собснно сабж:
[Военно-санитарный поезд]
(ВСП)
военно-медицинское формирование, располагающее подвижным железнодорожным составом и предназначенное для перевозки на большие расстояния пораженных и больных с их лечением в пути следования.
Вое́нно-санита́рный по́езд вре́менный (истор.; ВВСП) — В.-с. п., постоянно располагающий лишь частью подвижного железнодорожного состава, сформированного из вагонов специальной конструкции и (или) переоборудованных пассажирских, дополняемый в пункте погрузки товарными вагонами, оборудованными для размещения пораженных и больных.
Вое́нно-санита́рный по́езд постоя́нный (истор.; ПВСП) — В.-с. п., располагающий постоянным количеством железнодорожных вагонов специальной конструкции и (или) пассажирских, оборудованных для перевозки и лечения пораженных и больных.
Начиналось всё так:
[Государь Император, в 4 день декабря прошлого, 1876 года, Высочайше соизволил сформировать в случае войны, 14 санитарных поездов в различных пунктах империи.]
На основании этого временный исполнительный комитет уведомляет, что к устройству этих поездов железные дороги должны приступать неотлагательно по уведомлению их об этом подлежащими заведывающими передвижением войск (близлежайшими уполномоченными по управлению перемещением войск).

При этом комитет присовокупляет, что:

а) В одном из входящих в состав санитарного поезда пассажирских вагонов, предназначенном для таких больных, которых нельзя вносить на суживающихся носилках, должны быть прорезаны двери в продольных стенках вагона такой ширины, чтобы носилки нормального типа могли свободно проходить.

б) Санитарный поезд должен состоять из: 17 шестиколесных или 12 восьмиколесных санитарных вагонов, 2 пассажирских - для медицинского персонала и прислуги и 3 товарных: 1) кухонного, 2) кладовой и 3) вагона предназначенного для грязного белья и умерших в пути.

Во время написания данного документа экипажная часть подвижного состава описывалась количеством колес, а не колесных пар как это принято сейчас. Ввиду этого 12 колесный вагон – это 6-ти осный вагон, 8 колесный вагон – это 4-х осный вагон, 6 колесный вагон - это 3-х осный вагон.

в) Каждый поезд должен брать с собою запасные части: буксы, подшипники и рессоры (по 6 штук на поезд) и санитарных приспособлений на ½ вагона.

г) Более значительные повреждения санитарных приспособлений, случившиеся во время следования поезда, должны исправляться, по требованиям коменданта санитарного поезда, распоряжением управления тех дорог, на коих повреждения эти окажутся, причем счеты за сделанные исправления, подписанные подлежащим железнодорожным начальством и комендантом санитарного поезда, представляются, установленным порядком, для уплаты по ним денег военным ведомством.

д) Незначительные повреждения в санитарных вагонах исправляются таким же образом на счет тех дорог, которым принадлежат эти вагоны.

Для того же, чтобы серьезные повреждения сказанных вагонов, требующие более продолжительного (против обыкновенной остановки) времени для исправления, не задерживали поезда настолько, что выполнение данного маршрута окажется невозможным, - в некоторых пунктах должно находится по одному пассажирскому вагону, вполне подготовленному для неотлагательной пригонки в нем приспособлений и принятия больных.

Такими пунктами назначаются:
Кишинев и Жмеринка – на Одесской дороге,
Кременчуг – на Харьковско-Николаевской,
Харьков – на Курско-Харьково-Азовской,
Курск – на Московско-Курской дороге,
Киев – на Курско-Киевской дороге,
Казатин – на Киево-Брестской дороге.

Поврежденный вагон, оставленный санитарным поездом, взамен им взятого, должен быть тотчас исправлен на счет дороги, которой он принадлежит, и затем: или служить запасным, или при первой возможности, обратно обменивается.

е) Все железнодорожные управления должны оказывать возможное содействие к успешному и безостановочному движению санитарных поездов.

ж) Плата управлениям железных дорог за пользование вагонами, взятыми для санитарных поездов, будет производиться со дня получения этими управлениями извещений от подлежащих заведующих передвижениями войск о неотлагательном приспособлении вагонов для сказанной цели.



Циркуляр временного исполнительного комитета по передвижению войск железными дорогами за # 1 от 21 апреля 1877 г.
http://railway.ruzgd.ru/1020.shtml
А я, пожалуй, начну с, очевидно, немаловажного вагона, входившего в состав военно-санитарного поезда №234 "имени черниговского дворянства", оборудованного на деньги этого самого дворянства:

Итак: вагон-церковь в составе санитарного поезда:
IMG_2091_s_pr1.jpg
http://www.pravmir.ru/svyashhennik-pave ... -leonardo/


(Конечно, в составе данного поезда были и другие вагоны :) )
b39e9a18e5bc.jpg
http://humus.livejournal.com/2746764.html

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#2 Непрочитанное сообщение Vslav »

Вагон другого санитарного поезда (или отдельный санитарный вагон?) по наводке Elwood
0_a1048_eb5a598f_orig.jpg
http://fotki.yandex.ru/users/eugenygoli ... 528?page=3
[Оффтопик]
Интересно. Похож на вагон-кузню из поезда железнодорожного батальона:
file.jpeg
Офтоп в оффтопе: а это: вагон слесарно-токарная мастерская (трёхосный)
file2.jpeg

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#3 Непрочитанное сообщение Vslav »

Эта картинка времён ПМВ не несёт какой-либо ценной информации по конструкции вагонов сантарных поездов.
Только цвет.
Лично я думал, что санитарные поезда были либо белого, либо зелёного цвета.
2A6E9D59.jpeg
http://slavynka88.livejournal.com/188331.html

Jarosch
Сообщения: 1630
Зарегистрирован: Ср май 27, 2009 1:49 pm
Откуда: евроЗОНА
Поблагодарили: 3 раза

Re: Военно-санитарные поезда.

#4 Непрочитанное сообщение Jarosch »

Такие вагоны были либо переоборудованы из других вагонов (в большем случае) либо построены по специальному проекту.
По этому если художник не соврал, поезд переоборудован из вагонов 1 класса.

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#5 Непрочитанное сообщение Vslav »

Jarosch писал(а): поезд переоборудован из вагонов 1 класса.
Тоже так подумал.
Но тогда возникает вопрос, по какому признаку поезда делились на "белые" - "какие попало"?
Специзготовление/переделка? По времени (сначала белые, а после какой-то даты какие попало)? Или что-то ещё?

Аватара пользователя
D-S
Сообщения: 642
Зарегистрирован: Вс авг 02, 2009 3:06 pm
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#6 Непрочитанное сообщение D-S »

Vslav писал(а):
Jarosch писал(а): поезд переоборудован из вагонов 1 класса.
Тоже так подумал.
Но тогда возникает вопрос, по какому признаку поезда делились на "белые" - "какие попало"?
Специзготовление/переделка? По времени (сначала белые, а после какой-то даты какие попало)? Или что-то ещё?
Те что покрасили - были белые, те что не красили - остались как есть. Есть вот такая известная фотка с С.Есениным - на ней оба видимых полностью вагона как раз 1-го класса и вполне могли быть синими. А вот на пару постов выше - вагон 2-го класса и он должен был быть в это время желтым - и на фото по тону примерно так и выглядит.

PS Кстати на цветной картинке угадываются вагоны 3-го класса, но никак не первого. Наврал художник...
Вложения
esenin_31_w500.jpg

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#7 Непрочитанное сообщение Vslav »

На заднем плане санитарный поезд для перевозки раненых русской армии, участвовавших в русско-турецкой войне.
1877-1878 гг.
441.jpg
http://vszd.rzd.ru/photogal/public/ru?S ... 300&id=441

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#8 Непрочитанное сообщение Vslav »

Наверное, один из самых знаменитых санитарных поездов РИ.

Военно-санитарный поезд имени императрицы Марии Федоровны
4.jpg
http://charity.lfond.spb.ru/krest/4.html
fileCARJQ6OC.jpeg
Открывающаяся часть вагона для вноса-выноса раненых
fileCA8VW06C.jpeg
Дезинфекционный вагон
fileCAUFT338.jpeg
fileCAWQK01A.jpeg

Больше фото ( в основном с "внутреностями" вагонов) по ссылкам:
http://www.photoarchive.spb.ru/showChil ... 752&page=1
http://photoarchive.spb.ru/showObject.d ... 2501361346

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#9 Непрочитанное сообщение Vslav »

Один из не столь широко известных "вспомогательных военно-санитарных поездов"
fileCA0V3A4Y.jpeg
fileCAP0U9FQ.jpeg
fileCABHCKIQ.jpeg
http://www.photoarchive.spb.ru/showChil ... 2502540559

(Кстати, подобные вагоны, как правило, прилагались и к "парадным" сантарным поездам.
"для нижних чинов" (с) )

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: Военно-санитарные поезда.

#10 Непрочитанное сообщение Vslav »

Военно-санитарный поезд №605 "Вятской губернии"
fileCAIRV9LG.jpeg
fileCAT3Q1D0.jpeg
fileCAF24T6O.jpeg
fileCA9Y0FLI.jpeg
http://www.photoarchive.spb.ru/showChil ... 2501124191

Ответить

Вернуться в «Общий курс железных дорог»